А. АХМАТОВОЙ
Не сломлена её душа: В родной темнице – Воспоминанья вороша, Ей солнце снится…
Пусть ритм прерывист иногда, Бывало в жизни: Хотела - НЕТ, Сказала ДА. Всего лишь трижды.
2010
Под рубрикой, вынесенной в заголовок, мною кратко отображены: содержание, манера письма и соразмерность творческого вклада в русскую литературу трёх Нобелевских лауреатов – И.Бунина, Б.Пастернака и И.Бродского. Давно выяснилось, что Нобелевская премия – не является адекватным отражением процессов, составляющих основополагающую сущность всемирной литературы. Игнорирование Нобелевским комитетом творчества Анны Ахматовой (Горенко) – неоспоримое тому доказательство. Имя Ахматовой – не случайно прозвучало и в речи Бродского при вручении ему упомянутой премии. Она и на тот момент, и сейчас – является величайшим, истинным гением, произведения которого составляют не только духовное наследие России, но и не имеют сопоставимых аналогов в мировой поэзии, если говорить о душевной, проникновенной любовной лирике, которая и есть сердцевина каждого сильного поэта. Ахматова была очень требовательна к себе и к другим поэтам в оценке творческих достижений. В свои восемнадцать лет она пишет в одном из писем: "Профаны хвалят его - это дурной признак. Не стесняйтесь, критикуя моё стихотворение...".
ЧАША СЛАВЫ И ГОРЕЧИ
Ахматова Анна Андреевна (1889 – 1966) – не имеет ни соперниц, ни даже соперников на поэтическом олимпе современной России. Раннее интеллектуальное и духовное взросление талантливой личности сполна проявилось и в творческой биографии Ахматовой: отдельные публикации и творческая активность позволили ей уже в двадцатидвухлетнем возрасте опубликовать книгу стихотворений «Вечер» (1912). На её долю выпало много славы (с выходом первых же её книг) и ещё больше – тяжёлых испытаний. Но она не уехала из России. Она была здесь, у родных могил – живым укором советской власти, которая не осыпала её своими милостями и наградами, а втайне мечтала о том, чтобы она покинула родину.
В 1921 году – незаконно был расстрелян её бывший муж, поэт Николай Гумилёв. Ему едва исполнилось тридцать пять лет. Трудно даже вообразить: какой величины поэта мы потеряли. И сколько бы шедевров он мог создать, проживи хотя бы на двадцать лет дольше. У него за одно десятилетие вышло из печати девять поэтических сборников, два из них были изданы в год расстрела. Поэт жил – явно творчески насыщенной жизнью. Именно ему М.Горький доверил работу над составлением антологии всемирной поэзии (не Маяковскому или Блоку). Ахматовой было, у кого учиться и кроме классиков. Приведу хотя бы четыре строки Гумилёва, ей адресованные.
Ведь отрадней пения птиц, Благодатней ангельских труб Нам дрожанье милых ресниц И улыбка любимых губ.
И это стихи русского офицера, неоднократно награждённого за личное мужество, проявленное в борьбе с врагами России.
Довольно часто подвергался арестам и сын Ахматовой – Лев Николаевич. Репрессии не миновали и саму Анну Ахматову. Запрещались её публикации, изымались из библиотек её книги. Каким терпением и мужеством надо обладать, чтобы дожить до более свободного времени, чтобы сохранить свет любви в душе и создать при этом неподражаемые образцы лирики. В этом контексте, чтобы понимать стихи Ахматовой - читателю не достаточно иметь развитую культурно-образовательную матрицу в своём сознании, надо быть и в курсе исторических событий, которыми Россия слишком богата. Приведу пример её творчества.
*** Веет ветер лебединый, Небо синее в крови. Наступают годовщины Первых дней твоей любви.
Ты мои разрушил чары, Годы плыли, как вода. Отчего же ты не старый, А такой, как был тогда?
Даже звонче голос нежный, Только времени крыло Осенило славой снежной Безмятежное чело.
1922
Теперь вы понимаете почему так называемые поэты, которым нечего и не о чем сказать, никогда не ставят даты под своими стихами. Пушкин - ставил, и даже Есенин - проставлял. Это я в качестве отступления, потому что комментировать такие стихи Ахматовой нет необходимости. Со временем к поэту приходит (если приходит вообще) такая глубина мысли и прозорливость, что всё содержание произведения может вместиться в четыре лаконичных строки.
*** О своём я уже не заплачу, Но не ведать бы мне на земле Золотое клеймо неудачи На ещё безмятежном челе.
1962
Мир крайне медленно меняется к лучшему, и поэт это остро и болезненно ощущает. Каждому поколению выпадают свои испытания. Только при повторном, более внимательном просмотре этой статьи - заметил, что Ахматова через сорок лет возрождает "безмятежное чело". И возникает ещё одна мысль: крыло таланта и славы - избирательно. Творец такого уровня - всегда в чём-то и пророк. И как бы изощрённо ни навязывалось мнение, что Анна Ахматова - последний из могикан классической эпохи, всё обстоит иначе. Народ, по мере своего нравственного и культурного развития, - всё более и более будет приближаться к уровню понимания любовной и философской лирики Ахматовой. А по мере этого приближения мы вдруг с удивлением будем понимать, что поэзия гения вновь нас зовёт к непостижимому в своём совершенстве искусству.
2.НАЯВУ (из сожжённой тетради)
И время прочь, и пространство прочь, Я всё разглядела сквозь белую ночь: И нарцисс в хрустале у тебя на столе, И сигары синий дымок, И то зеркало, где, как в чистой воде, Ты сейчас отразиться мог. И время прочь, и пространство прочь... Но и ты мне не можешь помочь.
1946
ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА АХМАТОВОЙ
Влияние это не только велико, но и благодатно. Велико настолько, что наиболее удачные строки многих современных поэтов произрастают из её строк и весьма конкретно. Она оказывалась и предтечей, и мудрым учителем в одном лице. Цитирование выражений Ахматовой стало уже хорошим тоном в культурном обществе. Про заимствование её идей и замыслов - вообще лучше промолчать. Возьмём (для примера) хотя бы того же, якобы очень оригинального, Бродского и сравним с уже приведёнными строчками Ахматовой. "И время прочь, и пространство прочь, Я всё разглядела сквозь белую ночь..." (Ахматова, 1946) "Теперь представим себе абсолютную пустоту. Место без времени. Собственно воздух. В ту..." (Бродский, 1977) И таким примерам - несть числа. Сравнение места без времени и пространства, между прочим, не в пользу Бродского. У него - обыкновенный прозаизм, напоминающий скучный урок безграмотного школьного учителя физики, который воздух ошибочно отождествляет с вакуумом. А где и в чём у него поэзия?
Приведу один из лучших образцов творчества Ахматовой. В этом стихотворении лаконичная глубина придаёт сокровенной лирике неповторимое очарование.
*** Не хулил меня, не славил, Как друзья и как враги. Только душу мне оставил И сказал: побереги.
И одно меня тревожит: Если он теперь умрёт, Ведь ко мне архангел божий За душой его придёт.
Как тогда её я спрячу, Как от Бога утаю? Та, что так поёт и плачет, Быть должна в его раю.
1915
Стихотворение настолько гармонично, что даже четырежды употреблённое "как" не разрушает его стройности, поскольку всё сказанное - уместно и стилистически соразмерно. Отмечу и многогранность её произведения по содержанию, образности и тональности. Я уже не говорю о пророческом духе многих строк.
Благодатно влияние творчества Анны Ахматовой, прежде всего в том, что кроме неумелых подражателей, появились и подлинные мастера русского слова, продолжатели лучших традиций русского литературного языка. Вновь стала возрождаться прослойка грамотного, культурного читателя, который интересуется не только историей России, но и теми личностями, благодаря которым страна устояла на краю пропасти и стала вновь набирать силу и авторитет. А мы знаем, что Соломон видел силу в премудрости, а Александр Невский - в правде. Гениальные поэты достигали уровня пророков, которые находили правду в премудрости и оттуда получали неисчерпаемые силы для творческого вдохновения, для бескорыстного служения своему народу и отечеству. Ахматова сама стала источником и образцом такого служения.
50 ЛЕТ СПУСТЯ
Как быстро летит время! Пятьдесят лет назад Анна Ахматова в одном из своих писем сказала: "... Моднее были все: Маяковский, Пастернак, Цветаева. Я уже не говорю о Хлебникове...". И что в итоге? Мало слышно о трёх упомянутых поэтах. Осталась "в моде" только Цветаева. Однако, обратил внимание на маленькую деталь. В 2005 году издательство "ОЛМА-ПРЕСС" выпускает сборники Марины Цветаевой (тираж 2000 экз.) и Анны Ахматовой (3000 экз.). Надо ли комментировать? А как прозорливо Ахматова ощущает негативные изменения не только в читательской среде, но и в писательском сообществе. Так похоже на день сегодняшний: "Напечатанные стихи одним своим видом возбуждают зевоту и тошноту - людей перекормили дурными стихами".
Если оценивать творчество Анны Ахматовой всесторонне, то надо упомянуть и о тёмных пятнах. Волнуясь за судьбу единственного сына (что её в некоторой степени оправдывает), она в 1950 году пишет целый ряд патриотических стихотворений, посвящённых, в том числе и вождю всех народов:
*** И Вождь орлиными очами Увидел с высоты Кремля, Как пышно залита лучами Преображённая земля.
Кощунственно сравнивать её хвалебные оды (смесь патриотизма Демьяна Бедного и умения рифмовать на уровне школьницы хорошистки) со стихами поэтов, вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны. Даже если допустить, что она это делала умышленно, как бы проводя грань между искусством и ремесленничеством, то как оправдать такое отношение к массовому читателю:
И нам не страшна зарубежная ложь, - Мы правдой своей сильны. Он создан уже - великий чертёж Грядущего нашей страны.
1950
Легко было И.Бродскому через 28 лет из-за океана посмотреть на эти её строчки иными глазами:
Там украшают флаг, обнявшись, серп и молот. Но в стенку гвоздь не вбит и огород не полот. Там, грубо говоря, великий план запорот.
Вряд ли о "великом чертеже" сочинялось Ахматовой с чувством сарказма. Но пионерский лозунг "Всегда готов!" просматривается. То же можно сказать и о стихотворении "Клеветникам". По сравнению с Пушкинским произведением "Клеветникам России" - просто жалкая, неудачная попытка. Она это понимала и сама: "... даря друзьям сборник 1958 года, обычно заклеивала или перечёркивала эти стихи."
Ахматова в своих письмах затрагивает и очень важную, и часто болезненную тему: останется ли поэт жив после своего ухода, т.е. будут ли его произведения жить после своего создателя и как долго? И если сейчас писатель может повлиять на содержание (состав) своей книги, то в те времена, когда требовались разрешения и согласования, это было невозможно. И в этом заключалась маленькая трагедия больших мастеров. Сегодня поэт может издавать (за свои деньги) по одной книжке ежемесячно. Но разве это стихи? И кто станет читать? Мне перевалило за 60. И только теперь понимаю: книга у меня будет одна, но мне за неё не будет стыдно. А сколько она будет жить - никому не ведомо.
В свои 70 лет она пишет А.Г.Найману: "последнее время я замечаю решительный отход читателя от моих стихов. То, что я могу печатать, не удовлетворяет читателя". Спустя 50 лет, когда опубликовано почти всё (меня настораживает четырёхлетний пробел в её творчестве: 1952 - 1956 г.г.), вдумчивый читатель находит всё более и более шедевров в её поэтической шкатулке. Возрастает интерес к её неординарной личности, к её стойкости и христианскому смирению:
*** И я не имею претензий Ни к веку, ни к тем, кто вокруг.
1965
Только гений может быть таким великодушным. Она успевает подвести итог своей жизни и попрощаться. Но - нескончаем поток людей, идущих знакомиться с её творческими достижениями. Духовное наследие России - неисчерпаемо и благотворно. И в этом заслуга таких поэтов как Анна Ахматова.
Закончу эту краткую статью своим стихотворением "Анне Ахматовой":
Никчемно пред тобою суесловье. Кто видел тень, кто - крылья, кто - весну. Кто волновался за твоё здоровье на свете том - не рубят где сосну.
Всех успокою. Ты - им недоступна! Ты властвуешь: над словом и умом. И как при жизни доставалось трудно, так всё легко теперь...
Отгадка в том, что ты познала суть своей любовью, весомость хлеба и почём где соль. И чувство меры в сочетанье с болью не добавляло, а снимало боль.
2007
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Владимир Юденко. Иван Бунин. Духовное наследие России. http://www.proza.ru/2010/03/26/595 2. Владимир Юденко. Борис Пастернак. Духовное наследие России. http://www.proza.ru/2010/04/08/41 3. Владимир Юденко. Иосиф Бродский. Духовное наследие России. http://www.proza.ru/2010/04/10/1432 4. Владимир Юденко. Современная русская поэзия. http://www.proza.ru/2010/10/23/1152 5. Владимир Юденко. Эссе о глагольных рифмах и не только... http://www.proza.ru/2010/06/01/892 6. Владимир Юденко. Современная поэзия в альманахе Стихи.ру http://www.proza.ru/2010/10/07/650 7. Владимир Юденко. Что такое поэзия? Эссе http://www.proza.ru/2011/05/16/1047 8. Владимир Юденко. Марина Цветаева. Духовное наследие России. Эссе. http://www.proza.ru/2011/06/19/961 9. Владимир Юденко. В Риге состоялся вечер поэзии. http://www.proza.ru/2011/06/04/970
2010
|