ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Ручейки питают "Родники"

Автор:
Автор оригинала:
Попков Владимир
Детская музыкальная студия живого звука «Родники» из Тушина – не относится к числу постоянных фигурантов нашей «телеразвлекухи» - бесчисленных шоу-программ, в которых напомаженные дети под «фанеру», чаще всего – чужую, вместе со взрослыми «исполнителями», пляшут под телекамерами с муляжами микрофонов. Не вписываются «Родники» в сложившиеся «форматы», насаженные командирами отечественного шоу-бизнеса. Поют и играют только вживую, о чем изначально заявили при создании студии, ее основатели - высокопрофессиональные музыканты и педагоги Евгений Бондаренко, Евгений Лучников и Виктория Широкова. Вместе с тем - в активе коллектива выступления в Государственном Кремлевском Дворце, в ГЦКЗ «Россия», во Дворце спорта Лужников, где студийцы достойно представляли Россию на международном фестивале «Юнифест» и даже завоевал звании дипломантов. Ребята, совместно с Народным артистом СССР Иосифом Кобзоном, приняли участие в записи песен диска «Не замести снегам память», посвященного памяти выдающегося композитора ХХ столетия Арно Бабаджаняна. Они постоянно сотрудничают с Фондом, памяти композитора, находясь под его опекой, принимают участие в концертах, успешно выступили вместе со своими сверстниками из хора «Дебют» в Кремле в заключительном концерте Международного Фестиваля, посвященного 85-летию А. Бабаджаняна, проходившего под эгидой Года Республики Армения в Российской Федерации. А выступления в родном Тушине для своих сверстников, ветеранов округа, всех тех, кто любит хорошую живую музыку, стали неотъемлемой частью жизни коллектива.
Короче – поводов поближе познакомить читателей с его участником - замечательным детским коллективом – более, чем достаточно. Но первичный замысел – написать заметку о жизни ребят, неожиданно вылился в материал, затрагивающий большое количество «болевых точек» в области воспитания наших наследников. В частности, о том, как вернуть детей в лоно нормального процесса посвящения в ее величество МУЗЫКУ – как часть, отечественной культуры, превращенной в смутные девяностые и поныне остающейся тем, что мы именуем «российским шоу-бизнесом». Как известно - имеющим весьма отдаленное отношения к понятию «культура», как таковому…
В студии меня ожидал весьма приятный сюрприз в лице старинного друга и соавтора, замечательного музыканта и композитора Владимира Петровича Преснякова. Уж кто, кто, а он, проявил себя на поприще музыкального воспитания, как мало кто другой, «выдав на гора» подлинную, без всяких «желтопиарных» натяжек звезду – блестящего профессионала Владимира Преснякова – младшего. Для ребят Петрович, конечно же - живая легенда, но в
большей степени – все-таки, наверное, отец их кумира, чьи записи «живут» в каждом плейере студийцев. - Знаешь, то, что делают ребята – Женя Бондаренко, Женя Лучников и Вика Широкова в «Родниках», в наше время можно назвать, если не громким словом «подвиг», то, наверное, чем-то таким, что абсолютно не вписывается в нашу суперпрагматичную «шоу-бизнесовую» действительность,- поздоровавшись, признался мне Пресняков. И чем больше времени я провожу здесь в «Родниках», тем больше понимаю, что их ключевую, живую воду надо,
сли не бутилировать и рассылать в виде лекарства всем тем, кто подорвал здо-




































Е. Лучников, А. Бабаджанян, Е. Бондаренко, В. Пресняков ( ст.) на занятиях со студийцами.

еровье, «кося бабки» в «ночниках», на «корпоративках» и презентациях, то, по меньшей мере – окроплять лбы и вразумлять - хоть таким образом тех, кто строит «фабрики» и настырно загружает ими телеэфиры, пытаясь поставить «производство» звезд на конвейер. Так, наверное, бройлеров на птицефабрике можно производить вместе с бывшим шоу-бизнесменом Лисовским. Но ребят, которым Бог послал музыкальный талант, надо растить и развивать в них этот дар много лет, с самого детства, шаг за шагом приобщая к настоящей музыке. А опыт и система воспитания, которая сложилась в студии, «Родники», я просто уверен – достойна того, чтобы применяться в самых широких, может быть, даже – в национальных масштабах!
- И что же это за невиданная система? Говорю так безо всякой иронии, учитывая все то, что увидел и услышал, побывав на выступлениях «Родников» и в ГЦКЗ «Россия, и в Кремле. Да и то, как ребята, год назад бегавшие по улице и не имевшие представления о том, как держать в руках электрогитару, сейчас - вовсю играют сложнейшие блюзовые композиции, как они владеют инструментами и умеют импровизировать в свои годы – просто поражает…
- Все ведь довольно просто, - включился в разговор Евгений Бондаренко, - для этого всего-навсего - надо уйти от шаблонов. Рутинная кружковая работа в системе внешкольного воспитания, из года в год практиковавшаяся у нас, когда дети под чьим-то присмотром что-то там выпиливали, вышивали, или играли на каких-либо инструментах, давно себя изжила. И проводится, не будем лукавить, чаще всего - для «птички» в журнале. А при наличии такого количества альтернативных возможностей, появившихся у нынешних подростков – компьютер и Интернет, различная аудио и видео техника, множе-
ство других развлечений, превратили внешкольную работу, скорее - в принудиловку, чем в то, что ребятам действительно интересно. Мне пришлось немало поездить по стране в гастрольных коллективах, аккомпанируя нашим звездам, чаще всего - имитируя игру на гитаре под звучавшую «фанеру». Сам






















Студия «Родники» во время выступления в Государственном Кремлевской Дворце с Народным артистом СССР, сопредседателем Попечительского Совета Международного Фонда памяти Арно Бабаджаняна, председателем Комитета по культуре Государственной Думы Иосифом Давыдовичем Кобзоном

почувствовал, что это - путь к деградации. Вот мы с моим единомышленником и другом Женей Лучниковым, музыкантом с высшим образованием пришли сначала к идее создания детского музыкального коллектива, а впоследствии в процессе работы с ним, окончательно поняли, что именно - действующий творческий коллектив и есть - лучший способ музыкального воспитания для детей. Они получают возможность взять в руки сразу - настоящие «взрослые» профессиональные инструменты, приобщаются к творчеству выдающихся мировых инструменталистов посредством видео мастер-классов, вникают в процесс работы студии звукозаписи и создания профессиональных фонограмм. Да и общение с нашими старшими друзьями и наставниками - Владимиром Петровичем Пресняковым, членами Попечительского совета Фонда памяти Арно Бабаджаняна - Иосифом Давыдовичем Кобзоном, Владимиром Яковлевичем Шаинским, Ара Арноевичем Бабаджаняном и другими мастерами, согласитесь – дорогого стоит. Наши дети, не тратя годы на сложившуюся
стандартную систему обучения, достаточно быстро начинают делать то, что под силу - взрослым музыкантам. И кстати – уже в 8-10 лет, ребята в условиях

В исполнении Араика Бабаджаняна и детского хора «Дебют» на сцене Кремлевского Дворца звучит песня-посвящение отцу «Не замести снегам память»
творческого коллектива, уверен, смогут более- менее осознанно определить свои возможности в музыке. А главное – ребятам это интересно. Во время репетиций под нашими окнами – толпа подростков стоит! Да вспомните сами, как раньше было. В каждой школе – свой ВИА, везде были ансамбли - и на заводах, и в институтах, и в армии - в каждом подразделении. Именно из этих «кузниц» вышли такие люди, как Игорь Тальков, Виктор Цой, Юрий Антонов, Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, Сергей Скачков, Константин Кинчев, Леонид Агутин, Юрий Лоза и многие другие мастера, без творчества которых невозможно представить нашу музыку последних десятилетий.
- Да, обращаясь ко мне, продолжил разговор Владимир Петрович, ты не хуже меня, как человек, много лет проработавший на профессиональной сцене, в том числе и с теми, кого мы перечислили, наверное, знаешь – сколько известных людей «шли к микрофону» может быть, слишком долгими, кружными путями. Заканчивали техникумы, ПТУ, технические ВУЗы и даже аспирантуру, тратили на другую профессию бесценные молодые годы и только потом – приходили в музыку. А здесь все ясно. Если подросток реально – талантлив, обладает всеми необходимыми данными для того, чтобы стать настоящим профессионалом, он к тем годам, когда надо решать – кем быть, уже готов более-менее рационально определить свою стезю. И это при том, что – повторяю: к профессиональным инструментам, студийной работе и серьезным сценическим площадкам ему не надо идти столь долгой дорогой. Все это у него уже есть сегодня, тогда, когда другие только – учат гаммы в музыкальных школах и узнают - с какой стороны у рояля клавиши и (смеется). Которые, сейчас сплошь - платные. Отсюда – помимо таланта, еще и «нехилый» родительский кошелек необходим. А если его – нет? Что – прощай талант? А там – чем дольше учишься, при наличии кошелька, что, порой важнее таланта, тем больше - доходная часть заведения, насколько я знаю. Потом - музыкальное училище или консерватория (тоже, кстати – платные) и только после этого – новоиспеченный «дипломированный специи-алист» начинает ходить на кастинги и прослушивания в профессиональные коллективы. А специалисту-то уже – под тридцать... А опыт «Родников», наработки ее педагогов уже сегодня - можно сделать основой для формирования новых подходов к музыкально-воспитательной работе с ребятами.
В приоткрытую дверь про-тиснулась любопытная детская физиономия. – Заходи, заходи, не стесняйся,- пригласил Петрович.
- Наш гитарист, Кирилл Будан-цев, - отрекомендовал парниш-ку Бондаренко. Наш «ветеран», третий год в студии. До этого электрогитару видел только – Солистка «Родников» Кристина Закарян с Иосифом Кобзоном по телевизору. Уже играет по школе Стива Рей Воена.
- Ну, и как – получается?- по-интересовался Пресняков.
- Кое-что получается, - зарделся Кирилл.
- А чего хотел? Говори, коллега, не стесняйся, подбодрил Петрович.
- Можете для меня автограф взять у Преснякова-младшего?
- Ну, хорошо, не проблема. Вернется с гастролей, попрошу.
Надеюсь, отцу не откажет. Только смотри, занимайся так, чтоб потом у самого – автографы просили,- пожелал Петрович, вконец засмущавшемуся будущему Стиву Рей Воену.
- Наши дети, сами видите – далеко не из «новорусских» семей, подключился к нашему разговору, оторвавшись от работы за пультом, Евгений Лучников. Свои знания и возможность играть на профессиональных инструментах и аппаратуре они получают у нас бесплатно. При одном непременном условии – они должны быть действительно талантливы и очень любить музыку. «Блатных» и «проплаченных» у нас не может быть - по определению. И если мы для запуска работы «Родников» купили инструменты, аппаратуру и студийное оборудование на собственные средства, то уверен – сейчас не за такие уж огромные деньги - тысяч за 50-60 рублей, можно приобрести вполне пристойный комплект инструментов и звукоусиливающей аппаратуры. Достаточный для того, чтобы на нем мог заниматься музыкальный детский коллектив. Это в наши молодые годы – «гедеэровская» «Музима» была для нас – верхом мечтаний. А играли-то на неподъемных свердловских электрогитарах, и барабанах, которые выпускал троллейбусный завод в городе Энгельс(!). Сейчас - вполне приличная лицензионная электрогитара известных мировых марок, пусть даже китайского производства, стоит 3 тыс. рублей. Этого уже достаточно, чтобы не ломать пальцы, как это приходилось делать нам.
- Я думаю, бюджет отдела народного образования любого округа в состоянии найти эти средства и выделить их школам, - продолжил тему Пресняков. Гораздо больше денег «палится» на не очень нужные и понятные мероприятия. А тут – инструменты на балансе школы, директор или завхоз - за них отвечают. Хорошо бы еще - найти деньги и на достойную зарплату штатных единиц руководителей музыкальных коллективов из числа профессиональных музыкантов. Многие ведь из них, в силу экономических потрясений 90-х, стагнации и дефолтов, закрытия филармоний и массового расформирования профессиональных творческих коллективов, остались не у дел и даже - вынуждены были сменить профессию. Я лично знаю таких - немало. Приличные, опытные музыканты, прошедшие большую гастрольную школу в известных ВИА и не «вписавшиеся» в реалии современного фанерного «шоу-бизнеса». Гастролеры из экономии ездят теперь все больше с мини-диском, а не с аккомпанирующим составом, как это было всегда. К этому «эрзац-формату» их приучили устроители концертов, не очень заботясь об интересах зрителей. Бизнес – он и есть бизнес. Поменьше вложить - побольше вынуть. Вот и имеем то, что имеем – сплошь «фанерно-контрафактную» действительность, из-за которой в цивилизованных странах нас - за людей не считают. Тут-то и вспомнишь незабвенного Луспекаева-Верещагина из «Белого солнца пустыни», которому, как и нам было - «за державу обидно»… А если кинуть клич, обратиться к опытным практикам-музыкантам, уверен - они обязательно придут. У каждого творца приходит время передавать то, что сам почерпнул в этой жизни тем, кто идет вслед за тобой. Это вечный закон, благодаря которому, наверное, и существует человечество, уж прости за пафос (улыбается).
И ребятню с улицы уведем, тех, кто без дела болтается, пополняя детские комнаты милиции. На своем примере могу сказать, что мой Володька постигал профессию, что называется, из рук - в руки. Он родился, как говорят в цирке – «в опилках». С малых лет – за кулисами на гастролях «Самоцветов», сам, без какого либо понукания и принуждения - тянулся к музыке, общался с артистами, осваивал инструменты. Уже в пять лет – вовсю «молотил» на ударной установке, видел наши репетиции, смотрел, как я делаю аранжировки. И благодаря этому – состоялся, как артист, как музыкант, не признающий никакой «фанерной» фальши. Непосредственное общение со сверстниками в коллективе, ощущение «ансамблёвости», коллегиального товарищества, под опекой опытного, искренне любящего детей и свою работу наставника, уверен – лучший путь в музыку. И это, наконец, может быть позволит хоть что-то изменить в ней. И столь любимую народом популярную музыку, наконец, избавят от презрительной клички - «попса», которую, сегодня, к глубокому сожалению – она вполне заслуживает. Тогда и во всем мире, глядишь нас, наконец – зауважают. И не только за то, что с «парижским клубом» по долгам СССР рассчитались… Могу, в качестве пожелания руководству нашего любимого Северо-Западного округа, где, как я знаю, много внимания уделяется культуре и работе в этом направлении с детьми, с учетом наработок талантливых музыкантов и педагогов местной студии - Е. Бондаренко, Е. Лучникова и В. Широковой, предложить стать инициаторами, а округ своего рода - стартовой площадкой для такого хорошего начинания. Раз уж музыкальные «Родники» - забили на этой земле…

P.S.
В репертуаре детской музыкальной студии есть титульная песня «Родники», написанная для них Владимиром Петровичем Пресняковым, своего рода – гимн студии. В ней есть слова, перекликающиеся со знакомой многим поколениям, знаменитой песней Владимира Яковлевича Шаинского «Улыбка»:


И бегут ручьи, преград не ведая,
Чтоб назваться именем реки,
С голубого ручейка - начинается река,
Ручейки – питают родники…

Можно считать эту песню – декларацией. Очень хотелось бы, чтобы к этому важному и своевременному разговору, состоявшемуся в Детской музыкальной студии живого звука «Родники» присоединились те «ответственные лица», от которых, зависит, чтобы «разумное, доброе, вечное» снова сеялось и прорастало на наших российских просторах. И что очень важно – было вовремя окроплено «живой» водой. Такой, какая бьет сегодня - в «Родниках»…







Читатели (1561) Добавить отзыв
 

Литературоведение, литературная критика