ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Жемчужное ожерелье земли " Калевалы "

Автор:

Жемчужное ожерелье земли «Калевалы», или где живет «кожуриная черепаха»?
Исторический очерк






Карелия - земля двух всемирно известных эпосов: рунопевной  «Калевалы»  -  и русских былин, сказок, плачей вдохновенных северных сказителей. Слезами бога называли жемчуг герои Вяйнелы, песчинками морских побережий,  превращенных - на радость девушкам - в украшение. А какая россыпь жемчужных образов рассеяна по страницам причитаний Северного края! Словно чудесное жемчужное ожерелье, Север переливается серебром слова, лунным светом,  свежестью утренней росы...
В нашей работе мы расскажем о северном чуде, даре наших рек и озер - о карельском жемчуге.
Жемчуг – это драгоценный камень органического происхождения.
Название происходит от арабского «зенчуг» или китайского «чжень-чжу».
Красивая легенда ходила среди карел о том, где искать жемчуг. Семга - царская рыба, носит в себе жемчужную искорку, которую и прячет однажды в раковину, где она становится жемчужиной.



Эту раковину называют жемчужницей (научное название - моллюск «Маргаритана маргаритефера» - Margaritana margaritifera)



Место ее обитания - реки  с чистой водой, озера.
Живет жемчужница до 60 лет! Личинки жемчужниц обитают в жабрах ценных рыб, и это было хорошо известно ловцам жемчуга и  послужило основой для легенд.
Жемчужница занесена в Красную книгу, охраняют ее во всем мире.
Жемчуг издревле сопровождает человека.
Он упомянут еще в книге Иова! «Мудрость извлечь трудней, чем жемчуг».
А в Апокалипсисе Иоанна Богослова рассказывается о воротах Небесного Града, сделанных из цельных жемчужин.



Упоминается жемчуг и в индийских ведах, и на глиняных табличках Древней Персии.
В Коране говорится о том, что в раю растут изукрашенные жемчугом деревья.
А там, где сейчас расположен огромный мегаполис Мехико, были найдены унизанные жемчугом индейские идолы.

Ама – японская девушка, лове жемчуга.


Женщины северного народа - саамов - изготавливали из жемчуга неприхотливые украшения.  Мореплаватели упоминали, что лопари ловят семгу, спят на оленьих шкурах, но их женщины носят кокошники.



На Руси жемчуг был известен с 9 - 10 века.
Часто упоминают более крупный Кафский (Крымский) жемчуг, и мелкий северный. Торговля жемчужными украшениями велась в первой столице Древней Руси, в Старой Ладоге. Летопись рассказывает о метящем в женихи княгине Ольге Мале, который мечтал о …червленых портах, отделанных жемчугом! И о князе Святославе, носившем серьгу с двумя жемчужинами.



Северная земля щедро была одарена жемчугом суровой матерью-природой. Еще Ломоносов, изучая вопрос о находке костей мамонтов в Сибири,  упоминал о великой жаре, когда-то бывшей на Севере, есть версия и о том, что территория современной Карелии вместе с материком двигалась от экватора.



А древнее море, плескавшееся здесь, называют кембрийским. Его реликтовые обитатели оставили свои следы там, где позднее добывали жемчуг. Моллюски и сами появляются в кембрийским период, примерно 541 млн лет назад.
Кроме жемчуга, моллюски подарили человечеству перламутр, пурпур и виссон.
Жемчуг в России добывался на Севере, на реках Волга и Дон и в Крыму.



Главными местами добычи жемчуга на Севере были побережье Белого моря (Поморье, город Кемь), окрестности города Олонца, побережье Ладоги, Заонежье, река Кереть, текущая по земле легендарной Калевалы, и Варзуга.
В издании «Озера Карелии: пособие для краеведов и рыболовов / предисловие В. Л. Комарова; под ред. Б. В. Перфильева. - Ленинград: Издание Бородинской Биологической Станции при Совнаркоме АКССР и Ленинградском Обществе Естествоиспытателей, 1930», приводится список жемчугоносных объектов.







Карта лова. Некоторых деревень уже нет, например Раккович (Рахнович), мы отметили примерное местоположение (эта деревня стояла на реке Саре, недалеко от Янеги).


Полностью ее можно изучить по данной ссылке
https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3Ad401623264c15a6397760ee7c94414f9337ded170541c90f6b920d6f43a2a47f&source=constructorLink

В газете «Олонецкие губернские ведомости»,  далее - ОГВ, N 45, 1890 год, отмечается:
«в реках Остере, Кумсе, Немойне и Повенчанке, вливающих свои воды из пределов Повенецкаго уезда в бассейн озера Онего, и в реке Хутынге, Лодейнопольскаго уезда, составляющей приток р. Свири, есть род раковины, на которой находятся болезненные наросты, известные под названием жемчуга.
Наросты эти не велики и не столь ровны, гладки и круглы, как болезненные наросты цейлонских раковин, но все-таки жемчуг довольно ценен» (орфография источника). 

Много жемчуга добывалось в деревне Рахкович (Раккович), Лодейнопольского уезда, в реках Пяльме и Неминах, Повенецкого уезда, а также в Кеми, на реках Повенчанка, Сюзьма и Суна, в Олонце - на реке Мегрега.

«Герман Дмитриев и Григорий Матвеев жемчуг отыскивают на реке Янеге, впадающей в Свирь в 7 верстах от Лодейного Поля. Иногда попадаются жемчужины значительной величины, за которые петербургские купцы платят по 50 рублей и дороже за каждое зерно. В 1868 и 1871 годах за поднесение жемчужных зерен Государю Императору и Государыне Императрице Дмитриев и Матвеев удостоились получить в награду 200 рублей и двое золотых часов».

Источники («О ловле жемчуга», Олонецкие губернские ведомости, 1872,N 49) сообщают:

«Присутствие жемчуга в реках Кемскаго и частию Онежскаго уезда замечено было в начале 18 столетия... Ея Императорскому Величеству, Олонецкаго уезда, Шуйскаго погоста, государственные крестьяне и купецкие люди Кижскаго погоста били челом, что при море Океане и в Олонецком уезде, Обонего озера в реках Сумской, Онеге, Сороцкой, Шуйки, Кемской, Сих, Куземы, Умбе, Варзуге, Ковдн, Керецкой, Поное, Порье Губе, Нивы, Кольских реках, Печеньге, Повенецкой, Челмужской, Рагны, Вытегорской и в других, которыя между теми, и в ручеях падших в те реки имеется кожуриная черепаха, в которой есть драгий и протчий жемчуг, а промысла нет, а они в оных речках жемчуг промышлять желают... жемчуг мелкий, полукруглый, продолговатый».

Кожуриная черепаха,  - так, очевидно, назывались раковины моллюска,  впрочем, «Абевега русских суеверий»  повествует о волшебной северной черепахе, открывающий клады при помощи колдовской разрыв-травы....
Русское слово «черепаха» ведет происхождение от слова «череп». Возможно, панцирь напоминал  черепаший, а может, это было медленное движение раковины в воде, а скорлупа раковин напоминала кожуру.
А пишут царице об этом крестьяне Шуйского уезда Олонецкой Губернии в 1734 году.

Сориа-Мориа, Вория…

Все упомянутые места довольно легко было отыскать на современной карте, кроме загадочной «Вории», которую упоминают наряду с Онежским озером и Поморьем.
Вория очень богата жемчугом. За жемчугом Вории ходят «корельские» «жемчуголовы».
Между тем путь неблизкий.
Вория, очевидно, располагается на далеком Севере, в районе Варангер-фьорда, на самой границе с Норвегией.
Мы отыскали два похожих названия, Ворья губа (залив) и Ворьема (река).



Мореплаватель Литке упоминает еще Ворью Пахту – высокую «отрубистую» гору.
Пахта напоминает искаженное лахта, лахти – залив, губа.
Оба места жемчугоносные. Неподалеку текут реки Кереть и Варзуга, наиболее богатые жемчугом в старину
В Вории находится самый древний северный сухопутный пограничный пост России - «Екатерининский копец» - межевой столб (от копа – груда, куча, межа).
Один из мореплавателей упоминает о ракушках Новой земли, видимых в очень прозрачной воде якобы на глубине 50 сажен!


  



Лов жемчуга начинался 15 июня, когда вода в реках убывала, и продолжался до 15 августа, пока вода в реке не становилась холодной.
Как собирали жемчуг? С берега в корзины ковшом, или с плотиков - всматриваясь в дно, или с помощью длинного шеста, расщепленного на конце, или с помощью деревянной рамы – «ракушницы» -  ножом сцарапывая жемчужницу.  



Поздним жарким летом, на спаде воды, ловец бродил по реке - а под ногами расстилался ковер из жемчужниц!
Найти надо было непременно раковины неправильной формы, такое было поверье. Разломив раковину, ловец вынимал жемчужину  и держал некоторое время во рту - для затвердения.  
На 599 просмотренных жемчужниц находилась единственная с драгоценным кладом, считают, что это и сгубило жемчужный промысел.
Самым удачным временем для добывания жемчуга считалось время после созревания ржи, конец июля, когда обсыхало дно реки. Ловец бродил по реке, ощупывая дно ногой. Найдя раковину, он либо выкидывал ее на берег, либо клал в подвешенный у пояса мешок.  Такой способ лова позволял заниматься промыслом подросткам.
Источники отмечают, что жемчуг ловят скорей от безделья, а вот подростки с 10 лет приучаются ремеслу ловца. («Несколько слов о ловле жемчуга в Олонецкой губернии», Олонецкие губернские ведомости, 1894, № 25)

«Заметив подле камня раковину, имеющую сходство с жемчужною (обыкновенно, при ясной солнечной погоде, когда животное открывает раковину), наблюдатель опускает через трубу длинный шест с щипчиками или крючком на одном конце его.
Раковина смыкается и тогда ее удобно бывает принять на щипчики.
Разломивши раковину, счастливец, нашедший зернышко, обязан немедленно положить его за щеку для той цели,  чтобы это зернышко…через прикосновение со слюною делалось из мягкого постепенно твердым, до состояния настоящего жемчуга (обыкновенно через 6 часов)»


Рисунок из книги Круковского

Михаил Васильевич Ломоносов, также собиравший подростком-зуйком жемчуг, впоследствии, в помощь сборщикам, изобрел батоскоп, прибор измерения глубины и взятия проб грунта -  высматривать жемчужниц.
Михаил Васильевич хорошо знал технологию поиска жемчуга. В докладной записке в Сенат он писал в 1745 году:

«Ловят жемчужные раковины в глубоких местах с небольших плотов. ...Раковины, которые (из-за) светлости воды глубже сажени видеть можно, вынимают длинным шестом, на конце расщепленным, уязвляющим раковину острым краем».


Современный батископ для изучения дна,
разборный с закаленным стеклом

Сборщик, как видим,  одет довольно тепло, на нем вязаный свитер, шапка с мехом, брюки из плотной ткани, кожаные боты.
В одной руке он держит корзинку для собранного жемчуга, в другой шест для вылавливания ракушек.
У ног - разломленные раковины. Обратите внимание на берестяную трубу: она предназначалась для высматривания жемчуга.
Поморы называли ее «водогляд».

Примерно тысячу лет на Севере существовал жестокий жемчужный промысел.
Можно предположить, что наибольший расцвет жемчужного промысла в нашем крае был связан с именем Ивана Грозного. Царь состоял в переписке с нашими монастырями, например, Важеозерским, делал им подарочки, одновременно не гнушаясь якшаться со знаменитыми тогда «корельскими» колдунами да ведьмами. Север тогда был важен, как торговый путь в Европу.



Жемчуг потоком шел в Москву, на украшение царского двора, риз, икон.
Грозный царь любил жемчуг и охотно украшал им, а также драгоценными изумрудами, алмазами и рубинами свое царское платье. Шапку царя украшали узоры из мелкого жемчуга. При царском дворе Ивана держали несколько покрывал, сплошь покрытых жемчугами.
Семнадцатый век иногда называют веком жемчуга. Жемчуг был очень популярен и позднее.
Очень большую страсть питали к жемчугу королевские особы.



Елизавета, королева Англии. Жозефина, супруга Наполеона.

  Крупный жемчуг шел на  продажу, в том числе за границу.  Мелкий оставался дома. А на излете эпохи Петр Первый издал указ, согласно которому самые большие жемчужины считались собственностью государства, - это говорит о больших  объемах добычи жемчуга... За вознаграждение сведения о хорошем жемчуге во времена Анны Иоанновны принимала Коммерц-коллегия – а вспомните письмо о «кожуриной черепахе»…

«Женщина в торопецком жемчужном
кокошнике и платке».
Число жемчужных «шишек» –
число желаемых невесте детей.

В конце 19 века ловля жемчуга снижается. 
«Главную причину упадка промысла вероятнее всего следует отнести к невежеству крестьян, которые не понимают настоящей ценности жемчужных раковин и так как успех самой добычи часто зависит от счастливой случайности, то не хватает у них терпения на этом промысле и предпочитают заниматься другими, более верными и обезпечивающими существование, заработками» (ОГВ, номер 45, 1890 год, орфография автора).

Поэтому безжалостное истребление жемчужниц, оставление их "без приплода" а также сплав лесов, которыми затирались в песок жемчужные раковины, отчего дно реки засорялось корою, и истребление лососевых пород рыб, в которых жили личинки жемчужниц (а вспомните легенду о царской рыбе-семге!), во времена строительства ГЭС, как считают, и сгубило жемчужный промысел.
Один житель Кеми, с которым мы побеседовали,  рыбак, отметил, что до строительства ГЭС «красной рыбы в реке было как грязи», вместе с рыбой пропал и жемчуг.

1860 год, вывоз жемчуга за границу
1912 год, вывоз жемчуга за границу
Заработок от промысла в селе
Цена жемчужных серег
182 тыс. рублей золотом
300 тыс. рублей золотом
50-200-500 рублей в год
От 30 до 100 рублей


Самая низкая цена за жемчужину
От 5 копеек
Средняя цена за хороший жемчуг
От 6 до 15 рублей серебром
Высокая цена (редкая жемчужина, крупная, правильной формы)
От 59-100 рублей

В лучшие времена, в 18 - 19 веке, продавали жемчуга на тысячи рублей золотом, в том числе за границу. Так, вывоз русского жемчуга за границу в 1860 году оценивался в 182 тыс. рублей. По тем временам — огромные деньги (около миллиарда в нынешних ценах). В 1912 году за границу было продано карельского жемчуга на 300 тыс. рублей золотом.
  Кемский жемчуг у голландцев шёл по цене 20-25 гульденов  за штуку. Похоже, за одну жемчужину можно было купить больше десятка столь ценимых голландцами луковиц редких тюльпанов. Это была хорошая цена.


Ганс Гольбейн мл. Голландский купец 16 века.
Музей Метрополитен.
Ян Вермеер.
Девушка с Жемчужной сережкой. Голландия. 17 век.
Музей Маурицхейс.

Бывало, одна жемчужина покупалась рублей за 50. В селе Рахнович (Раккович) добывали жемчуга на 200 рублей в год.

«Цену платят на месте самую ничтожную – по 1 рублю за штуку, так что весь заработок от этого промысла не превышает 50 руб. в год. Нет сомнения, что торговцы, скупающие за безценок этот жемчуг, сами получают за него большия деньги» (ОГВ, 1890, N 45, орфография автора).

Но уже Майнов В. Н. в книге  «Поездка в Обонежье и Корелу», Петербург, 1877 год - пишет:  цены на жемчуг в кедровый орех - до 3 рублей, это очень мало, не сгниют ли жемчужины без добычи в своих раковинах?
Интересны сами определения жемчужин, с голубиное яйцо, с кедровый орех, с «вишенье»…
В конце XIX в. хорошие жемчужины продавались на рынке от 6 до 15 руб. серебром  за  штуку, жемчужные серьги стоили от 30 до 100 руб. серебром. Но население, не зная этих цен, продавало жемчуг скупщикам по дешевке.  
Хотя крестьяне бывали и себе на уме. Там, где финляндская экспедиция не обнаружила ни зернышка, ни скорлупки, сам люд деревенский был не без удачи. В Челмужах за лето добывалось жемчуга на 500 рублей, притом, между скупщиками, Копейкиным и Бычковым, была конкуренция.
Простым людям иногда приходилось занимать жемчуга на свадьбу. Но иностранцы, волею судеб оказавшиеся в северо-западных оконечностях России, искренне удивлялись роскоши костюмов местных обитательниц и обилию в их туалетах жемчуга. Даже самые бедные рыбачки носили на шее по несколько ниток перламутровых драгоценностей – в три пальца!
Богачка могла нести на себе до 16 кг жемчуга!
Не гнушались носить жемчуг и мужчины. В своем описании «О государстве русском» в 1591 году иноземный «гость» Джильс Флэтчер упоминает «унизанные жемчугом сапоги у мужчин».
Дешёвым считался мелкий синеватый жемчуг.
Герб Кеми украшал венок из жемчужин на голубом, водяном фоне - такой фон выгодно подчеркивал белизну и сияние жемчужин, а также их плавные переливы, формы.
В описании герба упоминаются лапландские горы, с которых текут жемчугоносные реки, «в коих много раковин…».
Герб был пожалован городу в 1788 году Екатериной Великой.
Жемчугом украшали иконы, ризы, царские одежды, отправляли к царскому двору в качестве ценных подарочков.

Церковь до петровских времен владела монополией на добычу жемчуга в России.
По количеству его на одежде определяли церковную иерархию – чем больше жемчуге, тем выше сан. До сих пор почти в каждой православной церкви есть чаши и иконы, украшенные жемчугом.
Упоминается хранящаяся на Валааме золотой парчи риза с жемчужным оплечьем - дар императрицы Елизаветы Петровны.


Икона - список 14 века
со знаменитой констатинопольской
Одигитрии

В. Срезневский, заведовавший отделом рукописей Библиотеки Академии наук в Петербурге (посетил Заонежье в 1903 году), отмечал:

«...во всяком мало–мальски зажиточном доме иногда находится целая коллекция прекрасных, часто унизанных жемчугом икон, настоящей стоимости которых владельцы иногда даже и не подозревают, а только почти инстинктивно, до последней возможности стараются не продавать их, как материнское или отцовское благословение, или потому, что это «досюльщина», «даниловщина», которую по-старому очень уважают и ценят».



Данилов монастырь в Выгореции.
Чтобы понять связь жемчуга и «даниловщины», можно отметить, что старообрядческий монастырь села Данилова чеканил свой серебряный рубль, отправлял суда на Новую Землю, Шпицберген и возможно даже в Америку, поселенцы монастыря отличались красотой Новгородского облика, а девушки-постицы славились узорами вышивок. Поэт Н. Клюев назвал Данилов монастырь жемчужным котлом.
Монастырь был закрыт в 1855 году.



«Среди зажиточных поселян нашей губернии до сих пор сохранился обычай украшать свои головные уборы жемчугом, увешивать себе шею жемчужными нитками и носить серьги из жемчуга; поэтому он всегда мог-бы иметь сбыт и на месте, но и это не помогло развитию промысла».

Просверливанием жемчужин и производством мелких кустарных украшений занимались мастера из местных крестьян; обработка жемчужин на месте стоила очень дешево. Такой мелкий жемчуг и назывался бисером.


Речной жемчуг.

Украшения из жемчуга - это кольца, бусы, серьги, очень легкие, ажурные бабочки, подвески, поднизь, косники (украшения для кос), украшения для кушаков.
Жемчугом украшали прялки, а богатые могли позволить себе жемчужную пудру.
В крупнейших музеях России и некоторых карельских семьях до сих пор хранятся так называемые коруны — женские головные уборы финно-угорских народов, которые изначально представляли собой обруч с височными кольцами.



Со временем из-за желания своей обладательницы украсить его все большим количеством драгоценностей он становился шире и шире, превратившись постепенно в настоящую корону, усыпанную жемчугом.
В южной Карелии такие короны так и назывались «жемчугат», цена их могла доходить до тысячи рублей (на сотню можно было купить несколько коров).



Из жемчуга делали ожерелья, им расшивали платья. Жемчуг из карельских рек отличался серебристо-белым или голубоватым отливом, а бусы из красного жемчуга, который добывался саамами, считались особенно ценными.

Особенно красивы были головные повязки с жемчугом и золотой вышивкой - поморские девушки носили их вплоть до начала двадцатого века.



О том же можно прочесть в книге Круковского «Олонецкий край» (Спб., 1904 г.):

«Жизнь в маленьком уездном городке не показалась мне скучной и бесполезной. Перед самым отъездом мне предложили съездить за 10 верст посмотреть праздничное гулянье.
...Громадное село, расположенное на берегу Олонки, наполнилось народом.
...Пред моими глазами проходили целые полки девушек, здоровых, крепких, ярких - блестящих жемчугом, шелком, парчой.
...Карельские девушки и женщины украшают голову так называемой короной, состоящей из нескольких частей: верхней - подзора (кокошника) и нижней - поднизи.
Такие кокошники встречаются далеко не у всех и ценятся очень дорого, иногда по 300 рублей, благодаря той массе жемчуга, которая нанизана на них.



В особенности красива сетка (поднизь), (окаймление головного убора, прим. автора ) спускающаяся надо лбом, бросающая тень на лицо и придающая всякому лицу, даже не совсем красивому, миловидный и нарядный вид.
Замужние женщины, кроме кокошника, надевают на затылок повойник, также усыпанный жемчугом.
Встречается кокошник и среди русского населения, хотя очень редко, но тут он окончательно потерял свою первоначальную красоту.
Мне с большим трудом удалось приобрести один такой головной убор за очень высокую цену, ...он теперь находится в этнографическом музее Академии наук».

Жемчуг красиво  сочетался с  серебряной нитью.
В селе Мегрега из жемчуга делали пуговицы, серебряные кресты украшали жемчужинами.

Жемчугом вышивали инициалы, красивые фразы, чаще всего религиозного содержания.



Жемчугом вышивали целые картины, и это было поразительно красивое искусство!
Орнамент  вышивки жемчугом - это образ Богоматери, животные, птицы, растения.
В средние века жемчуг был излюбленным камнем знати для украшения одежды, женских головных уборов – кокошников, одеяний церковных служителей и церковной утвари.



К 18 веку как и в Европе жемчуг становится модным и в России. Предприимчивые горожанки устраивают семинары для продвинутых крестьянок из ближайших селений по бисероплетению из мелкого жемчуга цветочным рисунком.
В русских мастерских 18 столетия трудились сотни искусных вышивальщиц, занятых бисерным шитьем по льну, шелку, парче и бархату.
В богатых домах жемчугом украшали поводки для собачек. Без счета было жемчужных булавок, заколок. Очень нарядны были жемчужные сапожки модниц той эпохи.


Женские сапожки с жемчугом. 16 и 17 век.
Сапожок 16 века (левое фото) хранится в музее-заповеднике «Московский Кремль».

В начале 17 века в Москве существовал специальный рынок по продаже жемчуга – Жемчужный ряд. Делами на этом рынке заправляли купцы-жемчужники, самый известный из них тверской купец Афанасий Никитин. 
Во второй половине XIX в. ловцы карельского жемчуга сбывали необработанный жемчуг русским скупщикам, которые отвозили его на Шуньгскую ярмарку, в Петербург, либо скупщикам-коробейникам из Финляндии.
Очевидно, часть жемчуга продавалась на Петровской ярмарке в Петрозаводске. Мы нашли описание ярмарки.



Петр Первый – основатель Петрозаводска. Его домик-дворец.


Супруга Петра Екатерина.
Также бывала с ним в «Петрозаводской слободе».
По легенде, особенно ей нравилась холодная ключевая вода.
На месте царицына ключа сейчас стоит ротонда,
а раньше было специально отмеченное место.

Унизанные жемчугом кокошники там и сям мелькали в толпе горожанок и поселянок, от городской пристани до камня походной церкви Петра, кстати, обнесенного беседкой. Девушки губернии одеты очень богато, в сравнении с другими. (Петров-день и Петровская ярмарка в Петрозаводске, Олонецкие губернские ведомости,1853., № 30).
Еще через столетие, в преддверии XX века, А. Хребтов в обстоятельном исследовании «Положение в жемчужной промышленности в России» (СПб, 1897) писал:

«...Русский жемчуг" вообще и в особенности, добываемый в Кемском уезде, очень хорош по цвету, блеску и форме. Лучшие его экземпляры прежде всего уходят при посредстве скупщиков за границу, а оттуда жемчуг привозится к нам под названием ориентального» («восточного»).

Один исследователь отмечает, что у олончанок были и «индийские» жемчуга! Возможно, за индийский он посчитал просто крупный карельский.

Кемский жемчуг покупали купцы из Голландии.
Вообще, через Кемь с давних пор велась активная международная торговля.
Кемляне были мореходами, ходили в северные моря. Марфа Борецкая, владычица Кеми, передала город под начало Соловецкого монастыря. Посредством Кеми велся товарообмен с норвежцами. Немало, очевидно, продавалось и жемчуга.


Корона норвежской королевы.
Полторы тысячи мелких жемчужин
украшают край золотого обода.
Более крупным жемчугом декорирован крест.

Можно положить, что хранимые музеями жемчужные артефакты имеют большее отношение к северным промыслам, чем можно представить.
Посох Ивана Грозного



Все и сегодня знают - если жемчуг не носить, он умирает, то есть теряет блеск.
Возможно, он подпитывается влагой кожи.
Оживить умирающий жемчуг, по поверьям, могла лишь молодая девушка с огненной душой.



Известна история с посохом Ивана Грозного - украшающий его северный жемчуг потух, и был переправлен к нам, в Карелию, где тогда жили самые знаменитые ведьмы да колдуны, снизан в жемчужное ожерелье - и вот, в течении 101 ночи и 101 дня носила это ожерелье на шее и купалась с ним в под северными яркими звездочками в быстрой реке... нет, не русалка - но какая-то явно сказочная карельская ведьмочка.
И к жемчугу вернулась его сила.
Эту легенду связывают с рекой Кереть, вода в ней была слабокислой и возвращала жемчугу жизнь.
Иногда упоминают не девушку-ведьмочку, а старика-колдуна с Керети.
Кереть находится в Лоухском районе, то есть этот старик, возможно, был в родстве с самим Вяйнемейненым!

Жемчуг, преподнесенный Елизавете Петровне.

С Керети купцы, по легенде, однажды послали Елизавете Петровне в подарок ожерелье из черных жемчужин. Черные добывали на о.Таити, стоили они очень дорого.
Елизавета тем купцам пожаловала право не снимать шапку перед чиновниками.
До воцарения Север был подвластной ей землей, крестьяне платили оброк жемчугом.


Дочь Петра, Елизавета, и ее знаменитый «Портрет в жемчугах».

Когда Елизавета была наследницей престола, она владела карельскими землями, и в дар ей карельский крестьянин постоянно отправлял жемчуг.
Жемчуг, преподнесенный Екатерине Второй

«Прежде бойко занимались добычею жемчуга в означенных уездах; промышленники даже удостоились счастия представить лучшия зерна жемчуга…» (ОГВ, номер 45, 1890 год).

Мы нашли сведения, что Екатерине были подарены две нитки олонецкого жемчуга. Можно предположить, что для царицы был отобран наиболее крупный и красивый жемчуг. Например, в 19 веке из Олонецкой губернии в дар другой императрице было отправлено 11 жемчужин, необычайно крупных, голубого и розового сияния.



Екатерина Вторая в жемчужном ожерелье.
Неизвестный художник с оригинала Стефано Торелли.
Государственный Исторический Музей.
Одно из ее украшений - «Жемчужный лебедь». Эрмитаж.


Внучка Екатерины, Александра Павловна,
в кокошнике северных губерний, с жемчужной поднизью.
Музей-заповедник «Гатчина»
Корона Российской империи



Возможно, корона российской империи была украшена мелким карельским жемчугом, слышали об этом от многих знатоков.
Другие короны щедро осыпаны жемчугом.


Казанская шапка.


Петровская корона

Древнейшим известным жемчужным украшением является ожерелье из Суз, найденное в 1901 году (Лувр),  находящееся в прекрасной сохранности. 


Интерьер музея в Олонце


Патриарх Никон в облачениях, украшенных жемчугом
Коллекция крупных речных жемчужин, величина которых с голубиное яйцо, хранится в экспозиции «Моллюски» Зоологического музея Санкт-Петербурга.
Многие жемчужные украшения сохранились в лучших музеях страны – таких, как  Оружейная палата в Москве, Русский музей в Санкт-Петербурге, в сокровищнице Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде.
Так, есть сведения, что знаменитая шапка Мономаха была украшена дополнительно мелким русским жемчугом.



Первые упоминания в документах о венчании шапкой Мономаха относятся к 1498 году. Последней раз этой шапкой венчались в 1682 году, когда на русский престол вступили сразу два царя - Иван и Петр. Иван, как старший, венчался шапкой Мономаха, а для Петра московскими мастерами была изготовлена шапка Мономаха второго наряда. Для нее и использовали более мелкий жемчуг.
Мы уже упоминали о карельской коруне, хранящейся в Этнографическом музее Академии наук, о жемчужной Валаамской ризе.
Русские мастерицы славились своим умением низать жемчуг. Шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда (1570-16220) писал о русских женщинах:

«В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, и их работы ввозили в многие страны».

Примером их работы служит фелонь патриарха Адриана. Богатство ткани дополняет шитье жемчугом и драгоценными камнями.



Роскошным жемчужным узором расшито черное бархатное оплечье фелони, которая является вкладом царя Михаила Федоровича в Новоспаский монастырь. Густые жемчужные ветви с небольшими цветами из алмазов, рубинов, изумрудов на оплечье, сочетание мелкого и крупного жемчуга. Это работа мастериц Царицыной палаты — один из лучших образцов декоративного шитья XVII века.

Фелонь.
Мастерские Московского Кремля.
Аксамит гладкий — Италия, XVII векЖенские головные уборы.

Кокошник жемчужный. XIX век.
Галун, речной и искусственный жемчуг,
перламутр, бисер, золотные нити.
Золотное шитьё и низание

Интересные экспонаты находятся в Грановитой палате Великого Новгорода.


Жемчужные митры. Новгородский музей.

В. Коллекция жемчужных украшений. Фото сайта музея-заповедника «Кижи»


Пишет П.Н.Рыбников: «Богатые разодеты в красные парчовые и штофные сарафаны, перехваченные у талии поясом из лент, и тонкие сорочки с польскими (коротенькими ) рукавами. На шее у них пестрые платки, которые не закрывают жемчужных ожерельев; в ушах большие жемчужные серьги; на голове – поднизь, т.е. сетка из лошадиного волоса, изнасаженного жемчугом, которая как кружево обрамляет лоб и спускается к ушам. Поднизь состоит из нескольких кружевных сборов, и чем богаче девушка — тем больше сборов в сетке. У некоторых кроме сетки — челочек, т.е. коронка из жемчуга».


Девочка из села Толвуи в жемчужной коронке.
Девушка из села Толвуя.



Заонежская крестьянка в шубейке.


Серьги-бабочки.Музей - заповедник "Кижи"

На этой интересной фотографии – последний русский царь Николай Второй с супругой. Они в подлинных одеяниях 17 века, хранящихся в Эрмитаже.
Царь – в костюме Алексея Михайловича, царица в платье Марии Григорьевны, его супруги.


В 1903 году царский двор пожелал устроить бал в исторических костюмах.
Среди его участниц была Елизавета Федоровна, великая княгиня.
Она была в кокошнике «севернорусского» типа - «луннике».



Можно сказать, по итогам бала была создана знаменитая «Русская колода» карт, где изображение великой княгини превратилось в даму треф.
Впоследствии Елизавета Федоровна разделила трагическую судьбу царской семьи.

Целое собрание жемчугов хранилось в Троице-Сергиевой Лавре.
Барон Гакстгаузен, путешествовавший по России в 40-х годах прошлого столетия, писал:

«Трудно сосчитать жемчуг на образах и утвари у Троицы, легче было бы мерить его четвериками. На образах Богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Наиболее уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными камнями. Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе»



Российские реки было полны жемчугом с особым северным сиянием, но не круглой формы. Поэтому в народе ходило поверье: неровный, «угольчатый» жемчуг приносит несчастье.
Видеть во сне жемчуг означало слезы.
Больше всего жемчужных образов мы нашли в плачах народной поэтессы Ирины Андреевны Федосовой.
Жемчужные «подвесточки», перстни, головные уборы, серьги-бабочки украшены – «изнасияны», «высажены» жемчугом...
Как часто создается этим аллюзия на «жемчужные слёзы»... Ведь, по одной из легенд, жемчуг - слёзы несчастных детей... 
В плаче «Об упьянсливой головушке» упоминается жемчужная подвесточка - приданое невесты, которую пьющий муж уносит в «проклятущий царев кабак».  
Муж пропил всё - и любимую скотинушку, и коня доброго, и бессчетную золотую казну, и луговые поженки, и платье, и наконец, на "винные чарочки" извёл «жемчужную подвесточку». 


Жемчужные подвески, повязки на голову, как символ снежной чистоты и нежности невесты, были принадлежностью старинного свадебного наряда.    Сидя на похоронах у «тела запитущего», «добрые людушки» пьяницу ругают, а вдова проклинает «царев кабак», да просит за детей.
Художник
Корзухин Алексей Иванович.
«Боярышня». 19 век.

«Плач о холостом рекруте» - это развернутый образ скачённой жемчужинки - сыночка. Среди дубовых фишек - жребиев, которые бросали  при отборе рекрутов, выпала белей снежочка жемчужинка - к набору на армейскую службу. Сына-рекрута, жемчужинку свою, проглупала - не выкупила -  мать за золотую казну, и теперь готова прятать его от властей немилосердных за соболиным одеялышком, за ситцевыми занавесочками.   Мать солдатская облетела бы всю Русию подселенную, чтобы отыскать свою укатившуюся, потерянную жемчужинку - сына-рекрута.
В «Плаче по мужу» вдова хочет выкупить любимого у смерти за жемчужную подвесточку и другие сокровища. Красивы, да холодны зёрна жемчуга: проигрывают в сравнении с настоящим зерном хлебным - их не посеять, а посеешь - так не взойдут... Чужая сторона иногда представляется также изнасаженной жемчугом, краше солнышка - но не «скачен жемчуг» там рассыпается, а горькие слёзушки…  
В свадебных плачах у невесты - тонка-бела рубашечка по сборкам приосажена скатным жемчугом, саму невесту называют Свет-скачёная жемчужинка. Манят жениха белизна и сияние жемчужин, их плавные переливы. Скатный - интересное народное определение жемчуга. Лучший жемчуг называли скатным, то есть легко катящимся по гладкой поверхности.          
А самое частое ласкательное имя для детей - скачённая жемчужинка: «В прибереге скачённая жемчужинка»– сберегаю детушек малых!
«Скачённой жемчужинкой» во сырую землю, в смертную тьму называется в плачах умершее дитя.
Испорченный, мёртвый жемчуг в плачах назван «побусенным».
Не понимая значения этого слова, мы поискали его определение в разных словарях. Бусый - серый, дымчатый,  темно-голубосерый, цвет летнего зайца, серо-туманный.
Буско – сибирский кот, имеющий шерсть свинцового цвета.
Бусеть - сереть, синеть, темнеть (говорят о белке, что она бусовеет,  если при линянии шерсть ее переходит в серо-голубоватый цвет).
Соответственно, бусый жемчуг - потемневший, дымчато-серый.

В январе 1895 года  Ирина Андреевна выступала в Петербурге. Именно в Петербурге народная поэтесса была награждена серебряной медалью «за обогащение русской народной поэзии» и Дипломом Академии наук.
Первые выступления прошли в Соляном городке, по приглашению Русского Географического общества.



Соляно́й городо́к — комплекс зданий в центре Санкт-Петербурга. Ограничен набережной реки Фонтанки, Соляным переулком, улицами Пестеля и Гангутской. Получил название по складам соли, расположенным в постройках на территории городка до середины XIX века.  В то время Соляной городок превратился в центр культуры и искусства.
Ирина  Андреевна выступила в двух залах – сначала в малом, затем, в связи с успехом выступлений, в большом.
Также она - неграмотная крестьянка - выступала на заседании Петербургской Академии наук.

Университетская набережная, 5

Это изображение является символом Академии.

Ее приглашали на  заседание Археологического института, в петербургские гимназии...
Ее позвал к себе граф Шереметев (в знаменитый Фонтанный дом, где выступали великие оперные артисты, например Виардо).



Фонтанный дом очень связан с именем Анны Ахматовой, которую исследователи  называют Музой Плача.
Считают, что творчество Федосовой было хорошо известно Ахматовой.
Север с его терпением давал ей с его терпением силы жить.
В этом стихотворении Ахматова использует образ жемчужного рога, в  котором звучит ветер.

***
«…Но стоял как на коленях клевер,
Влажный ветер пел в жемчужный рог,
Так мой старый друг, мой верный Север
Утешал меня, как только мог.
В душной изнывала я истоме,
Задыхалась в смраде и крови,
Не могла я больше в этом доме...
Вот когда железная Суоми
Молвила:
"Ты все узнаешь, кроме
Радости.
А ничего, живи!»

30 июня 1963

Ирину Андреевну в своем доме слушал и обер-прокурор Синода Победоносцев (он жил на Литейном, 62).


В двух номерах  «Олонецких Губернских Ведомостей» за 1895 год, N 4, 5  упоминается, что Ирина Андреевна исполняла в Петербурге свадебные причитания (Свадебный плач невесты перед венчанием.), а ведь жемчуг, еще со времен древней Индии, считается камнем невест!


В «Свадебных причитаниях» рассказывается, что невесту одевают как белую лебедушку, рубашка приобсажена скатным  жемчугом, спереди вышито солнце, сзади млад светел месяц, а по бокам частые звездочки подвосточные.

Костюм невесты похож на описание красавицы Калевалы:
«...Ты одень из шелка ленты
И из золота налобник,
Ты надень блестящий жемчуг,
Золотой на шею крестик,
Полотняную сорочку,
Шерстяное вынь ты платье
Из тончайшей мягкой шерсти,
Пояс шелковый наденешь,
Там возьмешь чулки из шелку,
Башмаки из тонкой кожи,
Заплети получше косы,
Лентой шелковой свяжи их...»

Впрочем, неизвестный автор (К-в. «Петров день», Олонецкие губернские ведомости, 1887, № 51), отдавая должное народному костюму, уже сокрушается об уходящей эпохе.

«Обыкновенно гулянье совершается такою массою народа, что названныя местности, в это время, потягаются и с Невским проспектом и с Кузнецким мостом в часы promenad’a. Женщины и девушки привозят с собой все свои лучшие наряды, среди которых на первом плане стоит жемчужный кокошник, такия-же серьги, затем масса бус, лент, сарафаны, подчас отделанные позументом. Мужики и парни что-то мало появляются, в последние годы, в национальной «рубахе»: более предпочитают городские «спинжаки» и «визитки».
Нельзя, к сожалению, пройти молчанием то обстоятельство, что женщины и девушки также почему-то стали предпочитать «городские» костюмы, так что год от году все меньше и меньше появляются на гуляньи в красивом национальном сарафане и кокошнике, предпочитая, как и мужчины, городские, безобразно сшитые, костюмы", (орфография источника).

Жемчуг практически исчез в России вместе с тем миром, которому принадлежал.
В 1923 году в Карелии была разработана последняя безуспешная программа сохранения промысла.
Но время и перемены 20 века  нанесли непоправимый ущерб не только культуре ношения украшений, но и природной среде обитания мидий-жемчужниц.
Большинству жемчужных рек и озер - таких, как Дон, Волга, Кемь, Двина, Ладога, Онега – нанесен непоправимый экологический ущерб.
И все же...

Мы помним блестящие перламутром раковины Шуи.
Мы знаем людей, которых отцы учили добывать жемчуг. Дно наших озер, которое в жару устелено ракушками, помнит наши шаги в воде, помнят о жемчуге в Кеми и в Янеге, и в Мегреге, и в Ковере.
На данный момент считается, что лишь в заповедных местах Карелии, на Курилах и Амуре, возможно, сохранились плодоносные мидии. Этой осенью они вновь были обнаружены в Кемском районе.

По некоторым данным, примерный объем живых жемчугоносных особей в России на сегодня составляет 30 миллионов экземпляров, из них десять миллионов на Варзуге, и четыре миллиона на Керети.
Сейчас росту популяции особого «жемчужного» моллюска способствует деятельность местных рыбзаводов, возрождающих разведение "царской рыбы", а в мире широко распространено выращивание искусственного жемчуга.









ИСТОЧНИКИ

Интернет-ресурсыАндрей Журавлев. Ленские столбы. National geography Россия
http://www.nat-geo.ru/article/162/gallery/86/901
Бусов (серый). Словарь. Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор. 
http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ss1/ss1-0781.htm
Великая народная поэтесса Ирина Андреевна Федосова.
Вконтакте
https://vk.com/club116449412
Джильс Флэтчер.  О государстве русском.
Lib.ru/ классика.
http://az.lib.ru/f/fletcher_d/text_1591_of_the_russe_common_wealth.shtml
Добыча жемчуга в Олонецкой губернии. "Вся Карелия"  http://kartravel.ru/praga.html
Елена Кирсанова. Жемчужная нежность Карелии. Сайт Елены Кирсановой. http://elena-kircanova.narod.ru/str28.html
Ирина Федосова. Авторский проект ГБПОУ РК ПЛТТ.
http://fedosova-i2011.narod.ru/
История жемчуга. Laperegrina.  https://laperegrina.ru/istoriya/istoriya-zhemchuga

Жемчуг в России. Культура.рф.
https://www.culture.ru/materials/119163/lyubov-k-zhemchugu-perli-v-russkom-iskusstve

Круковский, М. А. Олонецкий край: Путевые очерки / М. А. Круковский; с 115 рис. худож. Н. Н. Герардова и др. по фот. авт. - СПб.: Изд. Петербург. учеб. магазина, 1904. - 260Источник: Электронная библиотека Карелии.
http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=195#t20c

Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 4 / Сост. [И. Благовещенский]. - Петрозаводск: Губ. Тип., 1902. - IV, 76, 202, 76 с.; 24 смИсточник:
http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=8#t20c
Озера Карелии: пособие для краеведов и рыболовов / предисл. В. Л. Комарова; под ред. Б. В. Перфильева. - Ленинград: Издание Бородинской Биологической Станции при Совнаркоме АКССР и Ленинградском Обществе Естествоиспытателей, 1930. - 167 с.
Источник: http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=12977#t20c
Поднизь. Национальный музей-заповедник "Кижи".
http://kizhi.karelia.ru/opr/=%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D1%8C
Поморье славилось жемчужным  промыслом.
Мемокод.
http://memocode.asia/2014/07/pomore-slavilos-zhemchuzhnym-promyslom/
Письменные источники
Ирина Федосова. Избранное. Под ред. К. В. Чистова, - Петрозаводск, «Карелия», 1981 год.
Жемчуг в водах Олонецкой губернии //Олонецкие губернские ведомости, 1890 год, N 45.

Камни: мистика и реальность. //сост. Г. М. Новоселова. Санкт- Петербург. 1997 год.
Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. Петербург, 1877 год.
Наталья Брылева. Жемчужные образы в творчестве И. А. Федосовой. Научные руководители Горбачева Г. А. Колосова В. Ф.//ФЕДОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2016. Петрозаводск,2017.
Несколько слов о ловле жемчуга в Олонецкой губернии //Олонецкие губернские ведомости, 1894, № 25
О ловле жемчуга //Олонецкие губернские ведомости, 1872, N 49
Олонецкая "вопленница" и "сказительница" Ирина Андреевна Федосова  в Соляном городке. // Олонецкие губернские ведомости, 1895 год, N 4.
10 и 11 января Ирины Андреевны Федосовой. //Олонецкие губернские ведомости, 1895 год, N 5.
Опарин В.Г. Жемчужное ожерелье. Петрозаводск, «Карелия», 1976 год.
 
Поморское село Кереть. Карелия, 2010 год, N 17.
Рисунки в компьютерной обработке автора.
Использованы картины художника Маковского.



Читатели (39) Добавить отзыв
 

Литературоведение, литературная критика