ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Жемчужное ожерелье земли " Калевалы "

Автор:
Автор оригинала:
Билко А. Руководитель Горбачева Г. А.


Жемчужное ожерелье земли "Калевалы"

Исторический очерк

Содержание

1 Происхождение жемчуга

А. Что такое жемчуг, термин, значение жемчуга в культуре.

Карелия - земля двух всемирно известных эпосов: рунопевной "Калевалы" - и русских былин, сказок, плачей вдохновенных северных сказителей.
Слезами бога называли жемчуг герои Вяйнелы, песчинками морских и, превращенными - на радость девушкам - в украшение.
А какая россыпь жемчужных образов рассеяна по страницам причитаний Северного края!
Словно чудесное жемчужное ожерелье, Север переливается серебром слова, лунным светом, свежестью утренней росы...
В нашей работе мы расскажем о северном чуде, даре наших рек и озер - о карельском жемчуге.

Жемчуг — это драгоценный ювелирный камень органического происхождения. Название происходит от арабского «зенчуг» или китайского «чжень-чжу».
Красивая легенда ходила среди карел о том, где искать жемчуг. Семга - царская рыба, носит в себе жемчужную искорку, которую и прячет однажды в раковину, где она становится жемчужиной.
Эту раковину называют жемчужницей (научное название - моллюск «Маргаритана маргаритефера (Margaritana margaritifera).
Место ее обитания - реки с чистой водой, озера. Живет жемчужница до 60 лет! Личинки жемчужниц обитают в жабрах ценных рыб, и это было хорошо известно ловцам жемчуга и послужило основой для легенд.
Жемчужница занесена в Красную книгу, охраняют ее во всем мире.

Б. Первые упоминания изделий с жемчугом

Жемчуг издревле сопровождает человека. Он упомянут еще в книге Иова! "Мудрость извлечь трудней, чем жемчуг". А в Апокалипсисе Иоанна Богослова рассказывается о воротах Небесного Града, сделанных из цельных жемчужин.
Упоминается жемчуг и в индийских ведах, и на глиняных табличках Древней Персии. В Коране говорится о том, что в раю растут изукрашенные жемчугом деревья.
Женщины северного народа -
саамов- изготавливали из жемчуга неприхотливые украшения.
На Руси жемчуг был известен с 9 - 10 века. Часто упоминают крупный Кафский (Крымский) жемчуг, и мелких северный. Торговля жемчужными украшениями велась в столице Древней Руси, в Старой Ладоге. Летопись рассказывает о метящем в женихи княгине Ольге Мале, который мечтал о портах, отделанных жемчугом!

В. Ломоносов о происхождении жемчуга

Северная земля щедро была одарена жемчугом суровой матерью-природой. Еще Ломоносов упоминал о великой жаре, когда-то бывшей на Севере, есть версия и о том, что территория современной Карелии вместе с материком двигалась от экватора.
А древнее море, плескавшееся здесь, называют кембрийским. Его реликтовые обитатели оставили свои следы там, где позднее добывали жемчуг.

2 Жемчуг Северного края, или где искать "кожуриную черепаху"

А. Места добычи жемчуга в Олонецкой губернии

В Олонецкой губернии главными местами добычи жемчуга были побережье Белого моря (Поморье, город Кемь), окрестности города Олонца, побережье Ладоги, Заонежье.
В издании "Озера Карелии: пособие для краеведов и рыболовов / предисл. В. Л. Комарова; под ред. Б. В. Перфильева. - Ленинград: Издание Бородинской Биологической Станции при Совнаркоме АКССР и Ленинградском Обществе Естествоиспытателей, 1930", приводится список жемчугоносных объектов.

.

Б. Упоминания в исторических источниках.

В газете "Олонецкие губернские ведомости", далее - ОГВ, N 45, 1890 год, отмечается: "в реках Остере, Кумсе, Немойне и Повенчанке, вливающих свои воды из пределов Повенецкаго уезда в бассейн озера Онего, и в реке Хутынге, Лодейнопольскаго уезда, составляющей приток р. Свири, есть род раковины, на которой находятся болезненные наросты, известные под названием жемчуга. Наросты эти не велики и не столь ровны, гладки и круглы, как болезненные наросты цейлонских раковин, но все-таки жемчуг довольно ценен." (орфография источника).
Много жемчуга добывалось в деревне Рахкович (Раккович), Лодейнопольского уезда, в реках Пяльме и Неминах, Повенецкого уезда, а также в Кеми, на реках Повенчанка, Сюзьма и Суна, в Олонце - на реке Мегрега.
"Герман Дмитриев и Григорий Матвеев жемчуг отыскивают на реке Янеге, впадающей в Свирь в 7 верстах от Лодейного Поля. Иногда попадаются жемчужины значительной величины, за которые петербургские купцы платят по 50 рублей и дороже за каждое зерно. В 1868 и 1871 годах за поднесение жемчужных зерен Государю Императору и Государыне Императрице Дмитриев и Матвеев удостоились получить в награду 200 рублей и двое золотых часов".

Источники ("О ловле жемчуга ", Олонецкие губернские ведомости, 1872,N 49) сообщают: "Присутствие жемчуга в реках Кемскаго и частию Онежскаго уезда замечено было в начале 18 столетия...Ея Императорскому Величеству, Олонецкаго уезда, Шуйскаго погоста, государственные крестьяне и купецкие люди Кижскаго погоста били челом, что при море Океане и в Олонецком уезде, Обонего озера в реках Сумской, Онеге, Сороцкой, Шуйки, Кемской, Сихъ, Куземы, Умбе, Варзуге, Ковдн, Керецкой, Поное, Порье Губе, Нивы, Кольских реках, Печеньге, Повенецкой, Челмужской, Рагны, Вытегорской и в других, которыя между теми, и в ручеях падших в те реки имеется кожуриная черепаха, в которой есть драгий и протчий жемчуг, а промысла нет, а они в оных речках жемчуг промышлять желают...жемчуг мелкий, полукруглый, продолговатый".
Кожуриная черепаха, так, очевидно, назывались раковины моллюска, впрочем, "Абевега русских сунверий" повествует повествует повествует волшебной северной черепахе, открывающий клады....

3 Основные способы добычи жемчуга

А. Сбор с берега или с плотов

Лов жемчуга преимущественно начинался 15 июня, когда вода в реках убывала, и продолжался до 15 августа, пока вода в реке не становилась холодной.
Как собирали жемчуг? С берега в корзины ковшом, или с плотиков - всматриваясь в дно, или с помощью длинного шеста, расщепленного на конце, или с помощью деревянной рамы – «ракушницы» - ножом сцарапывая жемчужницу.
Поздним жарким летом, на спаде воды, ловец бродил по реке – а под ногами расстилался ковер из жемчужниц! Найти надо было непременно раковины неправильной формы, такое было поверье. Разломив раковину, ловец вынимал жемчужину и держал некоторое время во рту – для затвердения.
На 599 просмотренных жемчужниц находилась единственная с драгоценным кладом, считают, что это и сгубило жемчужный промысел.
Самым удачным временем для добывания жемчуга считлось время после созревания ржи, конец июля, когда обсыхало дно реки. Ловец бродил по реке, ощупывая дно ногой. Найдя раковину, он либо выкидывал ее на берег, либо клал в подвешенный у пояса мешок. Такой способ лова позволял заниматься промыслом подросткам. Источники отмечают, что жемчуг ловят скорей от безделья, а вот подростки с 10 лет приучаются ремеслу ловца. ( "Несколько слов о ловле жемчуга в Олонецкой губернии",
Олонецкие губернские ведомости, 1894, № 25)
"Заметив подле камня раковину, имеющую сходство с жемчужною (обыкновенно, при ясной солнечной погоде, когда животное открывает раковину), наблюдатель опускает через трубу длинный шест с щипчиками или крючком на одном конце его. Раковина смыкается и тогда ее удобно бывает принять на щипчики. Разломивши раковину, счастливец, нашедший зернышко, обязан немедленно положить его за щеку для той цели, чтобы это зернышко…через прикосновение со слюною делалось из мягкого постепенно твердым, до состояния настоящего жемчуга (обыкновенно через 6 часов)».

Михаил Васильевич Ломоносов, также собиравший подростком-зуйком жемчуг, впоследствии, в помощь сборщикам, изобрел батоскоп, прибор измерения глубины и взятия проб грунта - высматривать жемчужниц. Михаил Васильевич хорошо знал технологию поиска жемчуга. В докладной записке в Сенат он писал в 1745 году: "Ловят жемчужные раковины в глубоких местах с небольших плотов. ...Раковины, которые (из-за) светлости воды глубже сажени видеть можно, вынимают длинным шестом, на конце расщепленным, уязвляющим раковину острым краем".

Современный батископ для изучения дна, разборный с закаленным стеклом

Б. Экипировка сборщика жемчуга (фотография)

Сборщик, как как мы как мы видим, одет довольно тепло, на нем вязаный свитер, шапка с мехом, брюки из плотной ткани, кожаные боты. В одной руке он держит корзинку для собранного жемчуга, в другой шест для вылавливания ракушек. У ног - разломленные раковины. Обратите внимание на берестяную трубу: некоторые, как отмечено выше, видели в ней часть конструкции для ловли, некоторые считали, что она для высматривания жемчуга.

4. Основной объем и периоды добычи жемчуга на Севере

А.Сбор жемчуга в лучшие годы

Семнадцатый век иногда называют веком жемчуга. Жемчуг был очень популярен.
Крупный жемчуг шел на продажу. Мелкий оставался дома. А на излете эпохи Петр Первый издал указ, согласно которому самые большие жемчужины считались собственностью государства, это говорит о больших объемах добычи жемчуга... За вознаграждение сведения о хорошем жемчуге во времена Анны Иоановны принимала Коммерц-коллегия.

Б. Снижение добычи и причины, этому способствующие

В конце 19 века ловля жемчуга снижается.
"Главную причину упадка промысла вероятнее всего следует отнести к невежеству крестьян, которые не понимают настоящей ценности жемчужных раковин и так как успех самой добычи часто зависит от счастливой случайности, то не хватает у них терпения на этом промысле и предпочитают заниматься другими, более верными и обезпечивающими существование, заработками"(ОГВ, N 45, 1890 год, сохранена орфография автора)
Поэтому безжалостное истребление жемчужниц, оставление их "без приплода" а также сплав лесов, которыми затирались в песок жемчужные раковины, отчего дно реки засорялось корою, и истребление лососевых пород рыб, в которых жили личинки жемчужниц (а вспомните легенду о царской рыбе-семге!), во времена строительства ГЭС, как считают, и сгубило жемчужный промысел. Один житель Кеми, с которым которым мы побеседовали, рыбак, отметил, что до строительства ГЭС "красной рыбы в реке было как грязи", вместе вместе с вместе рыбой пропал и жемчуг.

В. Цена жемчуга

В лучшие времена, в 18 - 19 веке, продавали жемчуга на тысячи рублей золотом, в том числе за границу. Так, вывоз русского жемчуга за границу в 1860 году оценивался в 182 тыс. рублей. По тем временам — огромные деньги (около миллиарда в нынешних ценах). В 1912 году за границу было продано карельского жемчуга на 300 тыс. рублей золотом.
Бывало, одна жемчужина покупалась рублей за 50. В селе Рахнович (Раккович) добывали жемчуга на 200 рублей в год.
"Цену платят на месте самую ничтожную – по 1 рублю за штуку, так что весь заработок от этого промысла не превышаетъ 50 руб. в год. Нет сомнения, что торговцы, скупающие за безценок этотъ жемчуг, сами получают за него большия деньги."(ОГВ, 1890, N 45, орфография автора).
Но уже Майнов В. Н. в книге "Поездка в Обонежье и Корелу", Петербург, 1877 год. - пишет: цены на жемчуг в кедровых орех - до 3 рублей, это очень мало, не сгниют ли жемчужины без добычи в своих раковинах?
В конце XIX в. хорошие жемчужины продавались на рынке от 6 до 15 руб. серебром за штуку, жемчужные серьги стоили от 30 до 100 руб. серебром. Но население, не зная этих цен, продавало жемчуг скупщикам по дешевке.
Хотя крестьяне бывали и себе на уме. Там, где финляндская экспедиция не обнаружила ни зернышка, ни скорлупки, сам люд деревенский был не без удачи.
В Челмужах за лето добыаалось жемчуга на 500 рублей, при том, что между скупщиками, Копейкиным и Бычковым, была конуренция.
Простым людям иногда приходилось занимать жемчуга на свадьбу. Но иностранцы, волею судеб оказавшиеся в северо-западных оконечностях России, искренне удивлялись роскоши костюмов местных обитательниц и обилию в их туалетах жемчуга. Даже самые бедные рыбачки носили на шее по несколько ниток перламутровых драгоценностей.

5.Использование жемчуга

А. Гербы. Кемь

Герб моего родного города - Кеми украшал венок из жемчужин на голубом, водяном фоне - такой фон выгодно подчеркивал белизну и сияние жемчужин, а также их плавные переливы, формы.
Герб был пожалован городу в 1788 году Екатериной Великой.
Жемчугом украшали иконы, ризы, отправляли к царскому двору в качестве ценных подарочков.

Б.Церковь

Церковь до петровских времен владела
монополией на добычу жемчуга в России. По количеству жемчуга на одежде служителя определяли его церковную иерархию – чем больше жемчуге, тем выше сан. До сих пор почти в каждой православной церкви есть чаши и иконы, украшенные жемчугом.
Упоминается хранящаяся на Валааме золотой парчи риза с жемчужным оплечьем — дар императри­цы Елизаветы Петровны.

В.Использование жемчуга в быту северных народов

В. Срезневский, заведовавший отделом рукописей Библиотеки Академии наук в Петербурге (посетил Заонежье в 1903 г.) отмечал:"...во всяком мало–мальски зажиточном доме иногда находится целая коллекция прекрасных, часто унизанных жемчугом икон, настоящей стоимости которых владельцы иногда даже и не подозревают, а только почти инстинктивно, до последней возможности стараются не продавать их, как материнское или отцовское благословение, или потому, что это «досюльщина», «даниловщина», которую по-старому очень уважают и ценят»

"Среди зажиточных поселян нашей губернии до сих пор сохранился обычай украшат свои головные уборы жемчугом, увешиват себе шею жемчужными нитками и носить серьги из жемчуга; поэтому он всегда мог-бы иметь сбыт и на месте, но и это не помогло развитию промысла."
Просверливанием жемчужин и производством мелких кустарных украшений занимались мастера из местных крестьян; обработка жемчужин на месте стоила очень дешево.

Украшения из жемчуга - это кольца, бусы, серьги, очень легкие, ажурные бабочки, подвески, поднизь.
В крупнейших музеях России и некоторых карельских семьях до сих пор хранятся так называемые коруны — женские головные уборы финно-угорских народов, которые изначально представляли собой обруч с височными кольцами. Со временем из-за желания своей обладательницы украсить его все большим количеством драгоценностей он становился шире и шире, превратившись постепенно в настоящую корону, усыпанную жемчугом. В южной Карелии такие короны так и назывались «жемчугат», цена их могла доходить до тысячи рублей. При том, что на сотню в те времена можно было купить несколько коров.
Из жемчуга делали ожерелья, им расшивали платья. Жемчуг из карельских рек отличался серебристо-белым или голубоватым отливом, а бусы из красного жемчуга, который добывался саамами, считались особенно ценными.

Г.Коруны

Особенно красивы были широкие головные повязки с жемчугом и золотой вышивкой - поморские девушки носили их вплоть до начала двадцатого века.

О том же можно прочесть в книге Круковского "Олонецкий край" (Спб., 1904 г.): "Жизнь в маленьком уездном городке не показалась мне скучной и бесполезной. Перед самым отъездом мне предложили съездить за 10 верст посмотреть праздничное гулянье. ...Громадное село, расположенное на берегу Олонки, наполнилось народом. ...Пред моими глазами проходили целые полки девушек, здоровых, крепких, ярких - блестящих жемчугом, шелкой и даже парчой. ...Карельские девушки и женщины украшают голову так называемой короной, состоящей из нескольких частей: верхней - подзора (кокошника) и нижней - поднизи. Такие кокошники встречаются далеко не у всех и ценятся очень дорого, иногда по 300 рублей, благодаря той массе жемчуга, которая нанизана на них.
В особенности красива сетка (поднизь), (окаймление головного убора, прим. автора )- спускающаяся надо лбом, бросающая тень на лицо и придающая всякому лицу, даже не совсем красивому, миловидный и нарядный вид. Замужние женщины, кроме кокошника, надевают на затылок повойник, также усыпанный жемчугом.
Встречается кокошник и среди русского населения, хотя очень редко, но тут он окончательно потерял свою первоначальную красоту.
Мне с большим трудом удалось приобрести один такой головной убор за очень высокую цену, ...он теперь находится в этнографическом музее Академии наук".
Жемчуг красиво сочетался с серебряной нитью.

Д.Вышивки

Жемчугом вышивали целые картины, и это было поразительно красивое искусство!
Орнамент вышивки жемчугом - это образ Богоматери, животные, птицы, растения.
В средние века жемчуг был излюбленным камнем знати для украшения одежды, женских головных уборов – кокошников, одеяний церковных служителей и церковной утвари. К 18 веку как и в Европе жемчуг становится модным и в России. Предприимчивые горожанки устраивают семинары для продвинутых крестьянок из ближайших селений по бисероплетению из мелкого жемчуга цветочным рисунком. В русских мастерских 18 столетия трудились сотни искусных вышивальщиц, занятых бисерным шитьем по льну, шелку, парче и бархату.

6. Поставки жемчуга на общероссийский и мировой рынок

В начале 17 века в Москве существовал специальный рынок по продаже жемчуга – Жемчужный ряд. Делами на этом рынке заправляли купцы-жемчужники, самый известный из них тверской купец Афанасий Никитин.
Во второй половине XIX в. ловцы карельского жемчуга сбывали необработанный жемчуг русским скупщикам, которые отвозили его на Шуньгскую ярмарку, в Петербург, либо скупщикам-коробейникам из Финляндии.
Очевидно, часть жемчуга продавлась на Петровской ярмарке в Петрозаводске. Мы нашли здравствуйте этой этой ярмарки.
Унизанные жемчугом кокошники там и сям мелькали в толпе горожанок и поселянок, от городской пристани до камня походной церки Петра, кстати, обнесенного беседкой.
Девушки губернии одеты очень богато, в сравнении с другими. (Петров-день и Петровская ярмарка в Петрозаводске , Олонецкие губернские ведомости,1853., № 30).
Еще через столетие, в преддверии XX века, А. Хребтов в обстоятельном исследовании «Положение в жемчужной промышленности в России» (СПб, 1897) писал: «...Русский жемчуг" вообще и в особенности, добываемый в Кемском уезде, очень хорош по цвету, блеску и форме. Лучшие его экземпляры прежде всего уходят при посредстве скупщиков за границу, а оттуда жемчуг привозится к нам под названием ориентального» ("восточного "). Можно положить, что хранимые музея и жемчужные артефакты имеют большее отношение к северным промысла, чем можно представить.

7.Музейные экспонаты, украшенные жемчугом

А. Легендарные сведения

Посох Ивана Грозного

Все и сегодня знают - если жемчуг не носить, он умирает, то есть теряет блеск. Возможно, он подпитывается влагой кожи. Оживить умирающий жемчуг, по поверьям, могла лишь молодая девушка с огненной душой.
Известна история с посохом Ивана Грозного - украшающий его жемчуг потух, и был переправлен к нам, в Карелию, где тогда жили самые знаменитые ведьмы да колдуны, снизан в жемчужное ожерелье - и вот, в течении 101 ночи и 101 дня носила это ожерелье на шее и купалась с ним в под северными яркими звездочками в быстрой реке... нет, не русалка - но какая-то явно сказочная карельская ведьмочка. И к жемчугу вернулась его сила.

Жемчуг, преподнесенный Екатерине Второй

"Прежде бойко занимались добычею жемчуга в означенных уездах; промышленники даже удостоились счастия представить лучш.иiя зерна жемчуга в Бозе почившим Императрицам Екатерине II-й и Марии Александровне), но теперь промысел этот находится почти в застое". (ОГВ, 1890, N45).

Корона Российской империи

К сожалению, мы не нашли подтверждения одному факту: корона российской империи была украшена мелким карельским жемчугом, но слышали об этом от многих знатоков.

Б. Жемчуг в музеях Москвы, Петербурга, Севера.

Древнейшим известным жемчужным украшением является ожерелье из Суз. найденное в 1901 году (Лувр), находящееся в прекрасной сохранности.
Многие жемчужные украшения сохранились в лучших музеях страны – таких, как Оружейная палата в Москве, Русский музей в Санкт-Петербурге, в сокровищнице Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде.
Так, есть сведения, что знаменитая шапка Мономаха была украшена дполнительно мелким русским жемчугом.
Первые упоминания в документах о венчании шапкой Мономаха относятся к 1498 году. Последней раз этой шапкой венчались в 1682 году, когда на русский престол вступили сразу два царя - Иван и Петр. Иван, как старший, венчался шапкой Мономаха, а для Петра московскими мастерами была изготовлена шапка Мономаха второго наряда. Для нее использовали более мелкий жемчуг. Мы уже упоминали о карельской коруне, хранящейся в этнографическом музее Академии наук, о жемчужной Валаамской ризе.

8. Жемчужные образы в народном творчестве.
И. А. Федосова.

Российские реки было полны жемчугом с особым северным сиянием, но не круглой формы.
Поэтому в народе ходило поверье: неровный жемчуг приносит несчастье.
Видеть во сне жемчуг означало слезы.

Больше всего жемчужных образов мы нашли в плачах народной поэтессы Ирины Андреевны Федосовой.
Жемчужные "подвесточки", перстни, головные уборы, серьги-бабочки украшены - "изнасияны", "высажены" жемчугом... Как часто создается этим аллюзия на "жемчужные слёзы"... Ведь, по одной из легенд, жемчуг - слёзы несчастных детей...
В плаче "Об упьянсливой головушке" упоминается жемчужная подвесточка - приданое невесты, которую пьющий муж уносит в "проклятущий царев кабак".
Муж пропил всё - и любимую скотинушку, и коня доброго, и бессчетную золотую казну, и луговые поженки, и платье, и наконец, на "винные чарочки" извёл "жемчужную подвесточку". Жемчужные подвески, повязки на голову, как символ снежной чистоты и нежности невесты, были принадлежностью старинного свадебного наряда.
Сидя на похоронах у "тела запитущего", "добрые людушки" пьяницу ругают, а вдова проклинает "царев кабак", да просит за детей...
"Плач о холостом рекруте" - это развернутый образ "Скачённой жемчужинки" - сыночка. Среди дубовых фишек - жребиев, которые бросали при отборе рекрутов, выпала белей снежочка жемчужинка - к набору на армейскую службу. Сына-рекрута, жемчужинку свою, "проглупала" - не выкупила - мать за золотую казну, и теперь готова прятать его от властей немилосердных за соболиным одеялышком, за ситцевыми занавесочками.
Мать солдатская облетела бы "всю Русию подселенную", чтобы отыскать свою укатившуюся, потерянную жемчужинку - сына-рекрута.
В "Плаче по мужу" вдова хочет выкупить любимого у смерти за жемчужную подвесточку и другие сокровища.
Красивы, да холодны "зёрна жемчуга": проигрывают в сравнении с настоящим зерном хлебным - их не посеять, а посеешь - так не взойдут... Чужая сторона иногда представляется также "изнасаженной жемчугом", "краше солнышка" - но не «скачен жемчуг» там рассыпается, а горькие слёзушки…
В свадебных плачах у невесты - "тонка-бела рубашечка" по сборкам "приосажена" скатным жемчугом, саму невесту называют "Свет-скачёная жемчужинка". Манят жениха белизна и сияние жемчужин, их плавные переливы.
Скатный - интересное народное определение жемчуга. Лучший жемчуг называли скатным, то есть легко катящимся по гладкой поверхности.
А самое частое ласкательное имя для детей - "Скачённая жемчужинка": "В прибереге скачённая жемчужинка" – сберегаю детушек малых! "Скачённой жемчужинкой" во сырую землю, в смертную тьму называется в плачах умершее дитя.
Испорченный, мёртвый жемчуг в плачах назван "побусенным". Не понимая значения этого слова, мы поискали его определение в разных словарях.
Бусый - серый, дымчатый, темно-голубосерый, цвет летнего зайца, серо-туманный.
Буско – сибирский кот, имеющий шерсть свинцового цвета.
Бусеть - сереть, синеть, темнеть (говорят о белке, что она бусовеет, если при линянии шерсть ее переходит в серо-голубоватый цвет).
Соответственно, бусый жемчуг - потемневший, дымчато-серый.

9.Памятные места Петербурга, связанные с творчеством Федосовой.

В январе 1895 года Ирина Андреевна выступала в Петербурге. Именно в Петербурге народная поэтесса была награждена серебряной медалью «за обогащение русской народной поэзии» и Дипломом Академии наук.
Первые выступленич прошли в Соляном городке.

Соляно́й городо́к — комплекс зданий в центре Санкт-Петербурга. Ограничен набережной реки Фонтанки, Соляным переулком, улицами Пестеля и Гангутской. Получил название по складам соли, расположенным в постройках на территории городка до середины XIX века.
В то время Соляной городок превратился в центр культуры и искусства.
Ирина Андреевна выступила в двух залах -сначала в Малом, затем, в связи с успехом успехом публики, в Большом.

Также она - неграмотная крестьянка - выступала на заседании Петербургской Академии наук!

Ее приглашали на заседание Археологического института, в петербургские гимназии...
Ее позвал к себе граф Шереметев (в знаменитый Фонтанный дом, где выступали великие оперные артисты, например Виардо)
Фонтанный дом очень связан с именем Анны Ахматовой, которую исследователи называют Музой Плача.
Считают, что творчество Федосовой было хорошо известно Ахматовой даже повлияло на нее. Север с его терпением давал ей сеготерпениемилы жить. В этом стихотворении Ахматова использует использует образ жемчужного рога, в котором звучит ветер.
***
"Запад клеветал и сам же верил,
И роскошно предавал Восток,
Юг мне воздух очень скупо мерял,
Усмехаясь из-за бойких строк.
Но стоял как на коленях клевер,
Влажный ветер пел в жемчужный рог,
Так мой старый друг, мой верный Север
Утешал меня, как только мог.
В душной изнывала я истоме,
Задыхалась в смраде и крови,
Не могла я больше в этом доме...
Вот когда железная Суоми
Молвила: "Ты все узнаешь, кроме
Радости. А ничего, живи!"
30 июня 1963

Ирину Андреевну в своем доме слушал и обер-прокурор Синода Победоносцев (он жил на Литейном, 62).

В двух номерах "Олонецких Губернских Ведомостей" за 1895 год, N 4, 5 упоминается, что Ирина Андреевна исполняла в Петербурге свадебные причитания, а ведь жемчуг, еще со времен древней Индии, считается камнем невест!

В "Свадебных причитаниях" рассказывается, что невесту одевают как белую лебедушку, рубашка приобсажена скатным жемчугом, спереди вышито солнце, сзади млад светел месяц, а по бокам частые звездочки подвосточные.
Костюм невесты похож на описание красавицы Калевалы:

"...ты одень из шелка ленты и из золота налобник, ты надень блестящий жемчуг, золотой на шею крестик, полотняную сорочку, шерстяное вынь ты платье из тончайшей мягкой шерсти, пояс шелковый наденешь, там возьмешь чулки из шелку, башмаки из тонкой кожи, заплети получше косы, лентой шелковой свяжи их..."
Впрочем, неизвестный автор (К-в. "Петров день", Олонецкие губернские ведомости, 1887.,№ 51), отдавая должное народному костюму, уже сокрушается об уходящей эпохе.
"Обыкновенно гулянье совершается такою массою народа, что названныя местности, в это время, потягаются и с Невским проспектом и с Кузнецким мостом в часы promenad’a. Женщины и девушки привозят с собой все свои лучшіе наряды, среди которых на первом плане стоит жемчужный кокошник, такия-же серьги, затем масса бус, лент, сарафаны, подчас отделанные позументом. Мужики и парни что-то мало появляются, в последние годы, в национальной «рубахе»: более предпочитаютъ городские «спинжаки» и «визитки». Нельзя к сожалению пройти молчанием то обстоятельство, что женщины и девушки также почему-то стали предпочитать «городские» костюмы, так что годъ от году все меньше и меньше появляются на гуляньи в красивом национальном сарафане и кокошнике, предпочитая, как и мужчины, городские, безобразно сшитые, костюмы."

10. Заключение.

Жемчуг практически исчез в России вместе с тем миром, которому принадлежал. Время и перемены 20 века нанесли непоправимый ущерб не только культуре ношения украшений, но и природной среде обитания мидий-жемчужниц. Большинству жемчужных рек и озер - таких, как Дон, Волга, Кемь, Двина, Ладога, Онега – нанесен непоправимый экологический ущерб.

И все же...

Мы помним блестящие перламутром раковины Шуи; дно наших озер, которое в жару устелено ракушками, помнят о жемчуге в Кеми и в Янеге.

(Фото авторов).

На данный момент считается, что в лишь заповедных местах Карелии, на Курилах и Амуре, возможно, сохранились плодоносные мидии. По некоторым данным, примерный объем живых жемчугоносных особей в России на сегодня составляет 30 миллионов экземпляров.
Сейчас росту популяции особого «жемчужного» моллюска способствует деятельность местных рыбзаводов, возрождающих разведение "царской рыбы", а в мире широко распространено выращивание искусственного жемчуга.

ИСТОЧНИКИ

Интернет-ресурсы

Сайт газеты "Олонецкие губернские ведомости"
http://ogv.karelia.ru/

Сайт Ирина Федосова. .Авторский проект ГБПОУ РК ПЛТТ.
http://fedosova-i2011.narod.ru/

Страница ВК Великая народная поэтесса Ирина Андреевна Федосова.
https://vk.com/club116449412

Сайт Елены Кирсановой - http://elena-kircanov

Сайт Национального музея "Кижи"
http://www.museum.ru/M1234

Сайт "Вся Карелия" - http://kartravel.ru/praga.html

Сайт Константин Случевский. Поездки по Северу России в 1885-1886 годах.
https://books.google.ru/books?id=b1_5CAAAQBAJ&pg=PT32&lpg=PT32&dq=добыча+жемчуга+в+кеми&source=bl&ots=1CRbPEmAeU&sig=Knok1ndF7ltw7VSC7QIIwfYTly4&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjp9fyVtpDXAhVrCpoKHdw4BCY4ChDoAQgMMAE#v=onepage&q=%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%87%D0%B0%20%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D1%87%D1%83%D0%B3%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B5%D0%BC%D0%B8&f=false

Сайт National geography Россия
http://www.nat-geo.ru/article/162/gallery/86/901/

Сайт Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор.
http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ss1/ss1-0781.htm

Сайт La peregrina
https://laperegrina.ru/istoriya/istoriya-zhemchuga

Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 4 / Сост. [И. Благовещенский]. - Петрозаводск: Губ. Тип., 1902. - IV, 76, 202, 76 с.; 24 см
Источник: http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=8#t20c

Озера Карелии: пособие для краеведов и рыболовов / предисл. В. Л. Комарова; под ред. Б. В. Перфильева. - Ленинград: Издание Бородинской Биологической Станции при Совнаркоме АКССР и Ленинградском Обществе Естествоиспытателей, 1930. - 167 с.
Источник: http://elibrary.karelia.ru/book.shtml?id=12977#t20c

Письменные источники

ФЕДОСОВСКИЕ ЧТЕНИЯ-2016. Статья "Жемчужные образы в творчестве И. А. Федосовой". Автор Н. Брылева. Научный руководитель Горбачева Г. А. Петрозаводск 2017.

Опарин В.Г.. Жемчужное ожерелье. - Петрозаводск, «Карелия», 1976 год.

Ирина Федосова. Избранное. Под ред. Чистова Петрозаводск, «Карелия», 1978 год.




Читатели (21) Добавить отзыв
 

Литературоведение, литературная критика