ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Народный костюм Заонежья и творчество Ирины Андреевны Федосовой

Автор:
Вы когда-нибудь видели, как водяники справляют свадьбу? Вот идешь зимой мимо проруби, а она от мороза светится, искрит, пар валит валом... И вдруг выезжает из проруби да целая чертова свадьба! Раз заметили то мужики, один у водяника сена клок - хвать с телеги, другой - хвать - полено! А проехала свадьба - смотрят - у одного вместо сена - шелковый платок! А у другого вместо полена - парчи кусок свернут! Не верите? В Заонежье и не такое бывает!
...Представим себе молодую Ирину Андреевну Федосову - Оринку, как ее называли тогда - пришедшую на деревенскую свадьбу. От матери, от бабушек и соседских старушек она - любознательная девочка с поразительной памятью - давно знает свадебные обрядовые песни... Говорят, первую - соседскую - свадьбу она провела в 13 лет! Втайне от отца, но по просьбе деревенского головы да писаря! Ох и рассердился отец! Но он хоть и горячливый - а отходчивый! Сказал: раз такие лица просили - пусть, дело "ейное". Да и сегодня не отпускал. "Не пущу и не говорите! А Иришка села прясть да в ум взяла: "А вот не поеду за сеном". Смотрел, смотрел отец, да и отпустил ее, бедовую! Но Ирина что-то замешкалась.. Она - в простом староверовом сарафане-костыче, расклешенном клиньями, но строгом да тёмном, шнуры на боках-швах нашиты - одно украшение. А тут...
Чем же она удивлена?
Это очень богатый дом, богатая свадьба. Стоит на горе, вокруг - зеленый сад. Повытаяли-то снежочки со чиста поля... К дому ведет широкая уличка. Ступистые лошади фырчат у красного крылечка с кленовыми перекладинками. Хоромное строеньице - светлая уютная изба, широко задуманная, ловко излаженная, поражает чистотой! Заложечка на дверях блестит, открытая. Сени решётчаты. Строена изба с запасом, в расчете на детей! В углу - тесовая кровать с пуховой периной да соболиным одеялышком, шелковые наволочки - тепловитое гнездышко, билье-платье дубовым валечком переколочено, перемыто! Дубовые столы шитыми скатертями покрыты. Стулья кленовые. Брусовые лавочки - белы. Чары с зеленым вином, самовары шумящие, чайны чашечки полны. Околенки стекольчатаы - туманны, на слезах стоят... Нетопленые свечи вечера ждут.
Изба квадратная, пол приподнят, в семь окон косевчатых глядит с улицы детвора и нищие - хоть бы сухо, да поело бы брюхо...
Печь, словно в ней отроков станут опять жарить да и ангелу места достанется, возвышается по-хозяйски! Над двумя этажами еще и надстрой для келии хозяина! Высок терем!
А дверь оторочена войлоком и оленницей, чтоб не дуло.
Вон, под привалком печи проруб - место прятки раскольничих серебряных рублей... Раскошелился хозяин-то на свадьбу! Вон какая синяя завесь у невесты - фата! А злачёны жуковины-перстни на пальцах-то!.. А какие дорогие сафьяновые спожки из белой кожи!
Лучшие наряды вынуты на Божиий свет из старинных дедовских еще сундуков! ...

Давайте и мы подглядим за гостями!
*
Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.
Русский крестьянин в конце XIX – начале XX века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом (онучи).

Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

В народе русский костюм описывают так:

Заговор-заклятье

Пойду ль я во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.

Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время.

Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны.

"Швийки", в плачах, наняты и привезены из Москвы и Новгорода, "учёны".
А вот описание карельской красавицы ("Калевала")
"...ты одень из шелка ленты и из золота налобник, ты надень блестящий жемчуг, золотой на шею крестик, полотняную сорочку, шерстяное вынь ты платье из тончайшей мягкой шерсти, пояс шелковый наденешь, там возьмешь чулки из шелку, башмаки из тонкой кожи, заплети получше косы, лентой шелковой свяжи их, не забудь на пальцы кольца, золотые вынь запястья. ...Одевается богато, выбирает, что получше, и подвески золотые и серебряный кокошник, синий выбрала налобник, ленту красную на косу. ...Вот бежит слеза, другая слезы горькие стремятся от чулка с прошивкой красной на башмак золотом шитый".

Как же одевались в ту пору в Заонежье?
Сначала надевали сарафан, разноцветный, иногда цвета соответствовали праздникам.
Парчовая душегрея, нарядная, дорогая - была украшением костюма.
Крепилась она на бретельках, сходившихся сзади. Сверху повязывался платок.
Потом голову украшали особым убором, все это переплеталось лентами, на груди блистали жемчужные нити, до 30 числом, - без сомнения, заонеженка в таком наряде была неотразимой красавицей!

Заонеженка и в плачах и песнях Ирины Андреевны - красавица: "изнавешена цветным платьицем, "изнасажена скатным жемчугом" (стр. 68, "Избранное")
Девушку украшает "мелкопрядная русая коса", убранная в золотые "косоплёточки", в алые ленты, в "заграничные платочки", в 60 каленых булавочек, "ликующаяся" по плечам (стр. 192, 230).
"Часто мелкий рыбий гребешок", "новгородский" (стр. 212) употребляется для укладки волос, так что люди дивуются на красоту прически. (Прародителем современной расчески является рыбий скелет!)
В довершеньи ко всему - башмачки из козловой кожи, сафьяна, чулочки шелковые - на ножках.

Вот описание костюма Заонежья из "Олонецких Губернских Ведомостей" (А. Пономарева, оцифровка):
"Женская одежда будничная - сорочка, сарафан и шугай. Сорочка шьётся из пачесины. Рукава широкие, а длина их только до локтя, на конце собираются маленькие складочки и обшивают ленточками или ситцем. Сарафан делается из крашеного холста, и потому называется крашенинным. Сарафан начинается от талии, где он сзади собирается в мелкие складочки на плечах посредством узеньких... лямочек, которые обшиваются желтою бумажною материю. Плеча, грудь и верхняя половина рук поэтому закручены сорочкою".

По сарафану всегда повязывается передник. "Верхняя одежда шугай. Он делается из черного домашнего материала. В нем отрезная юбочка в поларшина длиною, собранная в складки; воротник круглый , вершка три, шьется крючками под шеей и на груди.

"Праздничное платье того же названия и покроя. Рубашка из тонкого холста, подол вышивается красною или белою бумагою, а рукава и оплечье бываю уже из розового, коленкора и кисеи.
Сарафаны шьются из ситца, шерстяной материи и малинового штофа. Лямочки у этих сарафанов обшиваются шелковыми ленточками, а по подолу полагается, в сарафан, шелковая лента в вершок шириною, а в шерстянных и штофных -позумент. Шугаи бывают ситцевые, штофные и суконные. Шубка шьется на заячьем меху, покрывается по преимуществу штофом, - в Кижской иногда покрывают черным плисом.
Покрой шубки точно такой же, как в шугае, только она бывает длинной, воротник пришивается лисий, куний, а иногда и соболий. Женщины волосы заплетают в две косы и, обвернув их вокруг головы, покрывают чепчиком, сшитым из ситца, кумача или какой нибудь материи. В будни поверх чепчика, называемого обыкновенно повойником, повязывается платок
В праздники же повязвался шелковая косынка колпачком, или модою. Во время гулянок привязывается ко лбу жемчужная сетка. Сетка эта устраивается холмами; жемчугу в нее пологается от 3 до 20 золотников. Девицы волосы запретают в одну косу,в которую в праздники вплетается бантами несколько лент. Поверх волос полагается повязочка-в два пальца шириною, сшитая из разных материй, называемая подволосником, концы ея завязываются у косы.
В праздники поверх подволосника повязвается шелковая косынка, свернутая пальца в три шириною; концы ея завязываются под косой. Для гулянки ко всему этому присоединяется сетка. Девицы платка на голове во время гулянки не держат; только в сильные морозы повязывается он под одними ушами. В ушах держат серьги, лучшие высаживаются жемчугом…"

В языке Заонежья немало слов, рисующих образ щеголя: лощило, хаз, есть щеголь, которого видно и по одежде и по походке, фабольник - тот еще и духами побрызгается!(Майнов) Носят балохоны (кафтаны), бахилы (с ударением на первом слоге, сапоги). Худая одежда или плохо одетый называется "гуня", неудалой - "моня". Зачастую щегольство на деле прикрывает бедность. Одежду носят чистую.

"Тысячелетняя мудрость народа облагораживала высокое предназначение женщины, возвеличивала её материнскую будущность, поэтому и старалась каждую из своих дочерей сделать привлекательной, пробудить в ней лучшие качества. Иностранные гости, видевшие хоть раз жительниц северного края во всем великолепии традиционного костюма, единодушно утверждали, что такого уважения к женщине не встречали ни в какой другой стране.
·Карельский народ отличался и до сих пор отличается своей яркой самобытностью - это подтверждается многими имеющимися материалами. Лучшие образцы народной одежды хранятся в Карельском краеведческом музее.

"Душегреи Русского народного Севера выделяются как подлинное произведение народного творчества, они сшиты из прямоугольного куска ткани (парчи или бархата) и таким образом кажутся сильно расклешенными: в верхней части ткань собрана в густые мелкие складки, в нижней - оставлена свободной и очень пышной. ...Отделывались позументом, жемчугом, вышивкой и шились из самых ярких, нарядных, часто золотых тканей... на дорогой шелковой подкладке или на меху" (Р.Кирсанова. Костюм в народной культуре).
·
·Ворот рубахи застегивался медной или серебряной пряжкой. Обувь кожаная, нередко расшитая узором. Лаптей карелы не носили, надевали их в исключительных случаях при исполнении самой грязной работы. Женская обувь - кожаные туфли или тапочки с тремя петельками, сквозь которые протягивались кожаные ремешки (шнурки). Русское население, живущее в северных областях, также придерживалось установившихся традиций. "Ни Новгород, на Ладога не знали лаптей. Тут все ходили в кожаной обуви" ("Знание-сила" №5 1998г.)

П.Н.Рыбников: «Богатые разодеты в красные парчовые и штофные сарафаны, перехваченные у талии поясом из лент, и тонкие сорочки с польскими (коротенькими ) рукавами. На шее у них пестрые платки, которые не закрывают жемчужных ожерельев; в ушах большие жемчужные серьги; на голове – поднизь, т.е. сетка из лошадиного волоса, изнасаженного жемчугом, которая как кружево обрамляет лоб и спускается к ушам. Поднизь состоит из нескольких кружевных сборов, и чем богаче девушка — тем больше сборов в сетке. У некоторых кроме сетки — челочек, т.е. коронка из жемчуга».

Особым украшением была сетка-поднизь.
В.Майнов: «На гуляньях головной убор довершается жемчужною сеткою,которая лежит на голове холмами; на такую сетку идет жемчуга от 3–20 и более золотников… Сетки эти передаются от матери к дочери по наследству и проданы быть не могут,как гордость той семьи, к которой принадлежит обладательница сетки… случалось видеть сетки в 300 и 400 р.с., все дело здесь в количестве жемчуга, нанизанного на сетку».
Сначала выбирался рисунок. Затем, на основе тщательно выверенных расчетов, низали бисер. Бусины нанизывали на нити из льна или хлопка. Вязали обычно крючком. Каждая бусина подтягивалась в свой черед.
Очень популярны были бусы из бисера, нанизанный на конский волос, звеньями. Бусы сворачивались в жгуты.

По форме серьги были одинарные, двойные, тройные. Это зависело от числа стержней, которые крепились к проволоке.
Серьги украшались мелкими шариками - сканью, жемчугом,камешками или стеклышками. Иногда это были граненые формы, популярны были серьги- полумесяцы.

Жемчужные серьги стоили дорого. Во времена, когда фунт хлеба стоил копеечку, 100 рублей, а то и больше, за такие сережки мог выложить не каждый. Но девушки учились сами делать себе украшения. Носили такие серьги по случаю праздников, передавали от матери дочери.
Особенно красивы, конечно, лекокрылые, светящиеся, полупрозрачные бабочки.

Конский волос - обязательно белый - сплетали в узор, а потом начиналась кропотливая работа по нанизыванию бисеринок, что и сейчас является делом не простым!
С появлением лесок плести стали на их основе.

Чуть позже, в 1903 году, путешественник Березин так описывает костюм жителя серерной губернии: "Близость столицы, которую крестьяне навещают часто - иной побывал в Питере раз 30-40 на своем веку, привела к тому, что старый русский костюм решительно вытесняется городским: мужики поголовно носят поверх рубахи суконные "пинжаки", на головах фуражки, а девушки и молодые замужние женщины, особенно первые, вместо сарафанов, в которых щеголяют пожилые бабы и старухи, носят ситцевые и шерстяные платья уродливого городского покроя. Что касается рисунка тканей, то карелы, подобно финнам, отличаются любовью к прямому рисунку, т. е. к клеткам, тогда как русские решительно предпочитают "цветочки", "пукеты" или знаменитые "огурчики". "Клетки" это своя старина, когда холстина ткалась и красилась дома; "пукеты", "цветочки" и "огурчики", несомненно, восточного происхождения и указывают, что русские издавна успели полюбить ткани, получавшиеся с Востока. Впрочем, карелы, подобно русским, любят красные кумачовые рубахи. Поверх сарафана женщины носят шугай со множеством складок в талии на спине, осенью - кафтан, а зимой полушубочек, крытый штофом ил плисом. Волосы, заплетенные в две косы, бабы укладывают на голове венком, прикрывая его ситцевым чепчиком или повойником, а в праздник на чепчик надевают "колпачок" или "моду", т. е. шелковую косынку. Немалую роль в женских головных уборах играет в богатых семьях жемчуг, которые, как известно, до сих пор не перевелся в наших северных реках. [Отсюда и древнее название его - бурмитское зерно, т. е. бьярмское, пермское (Бьярма у древних финнов и скандинавов - Пермь), между тем как слово жемчуг, по-видимому, китайское, и проникло к нам вместе с восточным жемчугом через монгол]. Бабы носят его в виде сеток, а девушки в виде "повязок", т. е. лент пальца в два шириной, усыпанных жемчугом. Такие повязки переходят из рода в род и оцениваются иногда, смотря по качеству жемчуга, в сотни рублей".

К основанию косы еще и привязывались красивые ленты, складывались банты!
Повенецкие бусы были поднесены в качестве дара Екатерине!

Украшали костюм пышные кисейные рукава, в ходу была даже парча! Ленты также часто были по алому вытканы золотом. Многие авторы упоминают, что костюм северянок напоминал костюм боярышень, костюм домонгольской Руси.

Идеал женской красоты тех времен, конечно, очень далек от современного - ценились такие качества, как способность к тяжелому физическому труду, женщина была хозяйкой в доме, поэтому выглядела внушительно, дородно, респектабельно.

Детей одевали - и мальчиков, и девочек - в своюодного покроя рубашечки. Бегали они летом босиком.
Чуть позже пришла мода на парочку, кое-где оставившая след еще и в середине 20 века!
Парочка - это удлиненная юбка, и к ней короткая, приталенная кофтас узкими запясьями и буфиками на плечах. Такая кофта называлась "казачок" и была очень модной. Многие и сегодня помнят пра-пра-баушкины "казачки".

На голову повязывали разнообразные по цвету платки, чаще в клетку, или полосатые, или с набивным рисунком. Платок был обязателен для женщины.
Мужчины тоже не прочь были "щегольнуть". Тогда не было и понятия "кирза" - даже солдат обували в кожаные сапожки! Покрой костюма, конечно, очень архаичен. Майнов его называет так: "раскольничий покрой зипуна" (Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. Петербург, 1877). Украшение - шапка дорогая: "...шапочка в пятьсот рублей, пушиста, ушиста, зависиста, чтоб спереди не видно было лица черного, чтоб сзади не видно пушка вшивого"! (Избранное, с. 259). А до совершеннолетия бегали парнишки... без штанов! Только в длинных рубашонках наподобие женских, и только когда приходила пора жениться, родители шили брюки женишку. Много смеха девчатом доставляли шутки над мальчиками.

Вот таким был когда-то народный костюм.

¨http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2003/63.html
¨
¨http://www.hnh.ru/culture/Russian_womens_hats
http://www.moda-history.ru/view_post.php?id=225
http://frend.org.ua/post202770442/
(о гребешке и его тайнах на Руси)
Майнов В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. Петербург, 1877

М. М. Пришвин. В краю непуганых птиц.





Читатели (121) Добавить отзыв
 

Литературоведение, литературная критика