ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Жемчужная Карелия. "Жемчужные" образы в творчестве Ирины Андреевны Федосовой

Автор:

Как часто в плачах народной поэтессы 19 века Ирины Андреевны Федосовой упоминается эта красивая драгоценность - жемчуг!.. Жемчужные "подвесточки", перстни, головные уборы, украшенные - "изнасиянные", "высаженные" жемчугом... Как часто создается этим аллюзия на "жемчужные слёзы"... Богат был в те времена жемчугом северный край.
Все, наверно, видели, эти не очень красивые, но своеобразные раковины, внутри поблёскивающие перламутром, в наших реках. Очень много их было на берегах реки Шуи, недалеко от Петрозаводска.
К сожалению, редко кому в наши дни посчастливиться найти жемчужину! А вот в старину и Карелия, и Заонежье славились своим жемчугом!

Героини Ирины Федосовой знали о притягательной силе красоты мелкого речного жемчуга... По одной из бытовавших легенд, жемчуг - слёзы несчастных детей...
Горя в крестьянских семьях было много, и одно из них, горе горькое - пьянство мужей.
В плаче Ирины Федосовой "Об упьянсливой головушке" упоминается жемчужная подвесточка - приданое невесты, которую пьющий муж уносит в "проклятущий царев кабак" ( с 17 века в России водку продавали исключительно в государственных питейных заведениях - с целью получения прибыли в госказну).
Муж пропил все - и любимую скотинушку, и луговые поженки, и платье, и на "винны чарочки" извёл "жемчужную подвесточку".
Сидя на похоронах у "тела запитущего", "добрые людушки" пьяницу проклинают, а вдова проклинает "царев кабак" да просит за детей...
"Плач о холостом рекруте" - это развернутый образ "скаченной жемчужинки" - сыночка. Среди дубовых жребиев, которые реально бросали при отборе рекрутов, выпала жемчужинка - к набору. Сына-рекрута, жемчужинку не выкупила она за золотую казну, "проглупала" и теперь готова спрятать от властей немилосердных за соболиным одеялышком, за ситцевыми занавесочками.
Солдатская мать облетела бы "всю Русию подселенну", чтобы отыскать свою потерянную жемчужинку - сына-рекрута.
"Скаченной жемчужинкой" в сыру землю, во тьму называется умершее дитя.
У невесты "тонка-бела рубашечка" по сборкам "приосажена" скатным жемчугом, саму невесту называют "свет-скачёная жемчужинка". Однако "зерна жемчуга" проигрывают в сравнении с настоящим зерном, хлебным - их не посеять, а посеешь - так не взойдут...

Кстати, скатный - довольно интересное народное определение жемчуга. В старину хороший жемчуг называли скатным, то есть таким, который ровно катится по гладкой поверхности. Для жемчужных ожерелий округлость бусин имеет важное значение, однако, хотя идеально круглые жемчужины ценятся больше всего, встречаются они довольно редко.

Чужая сторона иногда представляется также "изнасаженной жемчугом", "краше солнышка" - но не скачен жемчуг там рассыпается, а горьки слезушки.
В "Плаче по мужу" вдова хочет выкупить его у смерти за жемчужну подвесточку и другие сокровища.
А самое частое ласкательное имя для детей - "скачённая жемчужинка": "В прибереге скачённая жемчужинка"...
Испорченный, мертвый жемчуг в плачах - "побусенный". Мы нашли такое определение в Словаре к "Слову о полку Иогреве":
Ср. Бусый.
Опыт. обл. слов.: Бусый — серый, дымчатый. Даль (ТСЖВЯ): Бусый сиб. темно-голубосерый, избура-серый, буро-дымчатый, буро-пепельный; о шерсти, темно бурый с синевой, сизо-бурый. Богораз (Обл. слов. колым. нареч.): Бусой — грязно-серый, напр. цвет летнего зайца. М. Ф. Кривошапкин (Енисейск. округ и его жизнь. СПб., 1865,стр. 42): Бусый — цвет серо-туманный. Казембек (Объясн. слов, сходн. со словами восточ. яз.): Бусый — серый....бусая кошка значит серая кошка.
Ср. Буско.
Опыт обл. слов.: Буско — кот, имеющий шерсть свинцового цвета. Арханг. Подвысоцкий (Арханг. обл. слов.): Буско — серо-дымчатого цвета кошка, т. н. сибирской породы.
Ср. Бусеть (бусить), забусеть, побусеть — сереть, темнеть.
Злато и сребро листовое в тварку и писать удобно: не бусѣеть и не замѣдѣетъ. Сим. Обих., 205 (XVII в.).
▲ Котора была медь аравитская, / Никогда она не бусела (чернела, — примеч. издателя) и не ржавела... Онеж. былины Гильф. (1-е изд.), 1169. Сотлиет нонь в ларцах да цветно платьице, / Забусиют жемчуги нонь перебраныи...Барсов. Причит. Сев. кр., 1, 123. ...Побусили жемчуги да перебраныи, / Изоржавели колечка золоченыи! Там же, 265.
Ср. Подвысоцкий (Арханг. обл. слов.): Бусеть, побусеть — синеть, темнеть (говорят о белке, что она бусовеет, побусела, если при линянии шерсть ее переходит из рыжеватого в серо-голубоватый цвет).
Соответственно, бусый - потемневший, серый, дымчато-серый.
Жемчуг — это драгоценный ювелирный камень органического происхождения. Название происходит от арабского «зенчуг» или китайского «чжень-чжу». К сожалению, мы не нашли подтверждения одному факту: корона российской империи была украшена мелким карельским жемчугом, но слышали об этом от многих знатоков.

Красивая легенда ходила среди карел о том, где искать жемчуг. Семга - прекрасная, царская рыба, носит в себе жемчужную искорку, которую и прячет однажды в раковину, где она становится жемчужиной.

Эту раковину называют жемчужницей.
Место ее обитания - реки с чистой водой, озера. Живет жемчужница аж до 60 лет! Личинки жемчужниц обитают в жабрах ценных рыб, это было хорошо известно ловцам жемчуга, но послужило основой для легенд.
Как всегда это и бывает, когда жемчужницы стали исчезать, их срочно принялись охранять. Виновато и сведение лесов, и истребление лососевыз пород. Жемчужница занесена в Красную книгу, охраняют ее и в мире.
Жемчуг издревле сопровождает человека. Он упомянут еще в книге Иова! "Мудрость извлечь трудней чем жемчуг". А в Апокалипсисе рассказывается о воротах Небесного Града, сделанных из цельных жемчужин.
Писали и стихи о жемчуге.

Чистейший и бесценный жемчуг
На дне морском в тиши лежит.

Чистейшее, цены безмерной слово
Во глубине души лежит.

Тот жемчуг, что на дне морском лежит,
Порой выносит бурная волна.

Чистейшее, безмерной мысли слово
Выносит горе с глубины, со дна.

Асан-Кайгы (XV век),

Карелия щедро была одарена жемчугом суровой матерью-природой. Еще Ломоносов упоминал о великой жаре, когда-то бывшей на севере, есть версия и о том, что территория современной Карелии с материком двигалась откуда -то от экватора.
А древнее море, плескавшееся здесь, называют кембрийским. Его древние обитатели оставили свои следы.

Карелия славилась жемчугом. Его добывали и в Онеге, и в Ладоге, и на Белом море. Кстати - герб Кеми украшал венок из жемчужин на голубом фоне - такой фон выгодно подчеркивал белизну и сияние жемчужин, а также их плавные перелиы, формы.
Жемчугом украшали иконы, ризы, отправляли к царскому двору в качестве ценных подарочков.
В Срезневский, заведовавший отделом рукописей Библиотеки Академии наук в Петербурге (посетил Заонежье в 1903 г.) :"...во всяком мало–мальски зажиточном доме иногда находится целая коллекция прекрасных, часто унизанных жемчугом икон, настоящей стоимости которых владельцы иногда даже и не подозревают, а только почти инстинктивно, до последней возможности стараются не продавать их, как материнское или отцовское благословение, или потому, что это «досюльщина», «даниловщина», которую по-старому очень уважают и ценят»
Жемчугом вышивали целые картины, и это было поразительно красивое искусство!

Продавали жемчуг на тысячи рублей золотом и за границу. Бывало, одна жемчужина покупалась рублей за 50.

Как собирали жемчуг? Или с берега в корзины, или с плотиков, всматриваясь в дно... Был секрет - жемчужинки находили чаще в раковинах неправильной формы! На 599 просмотренных жемчужниц находилась единственная с драгоценным кладом, это и сгубило жемчужный промысел.
Самым удачным временем для добывания жемчуга считались июль и август, когда обсыхало дно реки. Ловец бродил по реке, ощупывая дно ногой. Найдя раковину, он либо выкидывал ее на берег, либо клал в подвешенный у пояса мешок. Такой способ лова позволял заниматься промыслом подросткам.
"Заметив подле камня раковину, имеющую сходство с жемчужною (обыкновенно, при ясной солнечной погоде, когда животное открывает раковину), наблюдатель опускает через трубу длинный шест с щипчиками или крючком на одном конце его. Раковина смыкается и тогда ее удобно бывает принять на щипчики. Разломивши раковину, счастливец, нашедший зернышко, обязан немедленно положить его за щеку для той цели, чтобы это зернышко…через прикосновение со слюною делалось из мягкого постепенно твердым, до состояния настоящего жемчуга (обыкновенно через 6 часов)».
Правда, позволить себе "земчуга" могли только богатые семьи. На свадьбу, например, жемчуга иногда занимали для украшения невесты.
Все и сегодня знают - если жемчуг не носить, он умирает, то есть теряет блеск. Возможно, он подпитывается влагой кожи. Оживить умирающий жемчуг, по поверьям, могла лишь молодая девушка с огненной душой.


Известна история с посохом Ивана Грозного - украшающий его жемчуг потух, и был переправлен к нам, в Карелию, где тогда жили самые знаменитые ведьмы да колдуны, снизан в жемчужное ожерелье - и вот, в течении 101 ночи и 101 дня носила это ожерелье на шее и купалась с ним в под северными яркими звездочками в быстрой реке... нет, не русалка - но какая-то явно сказочная карельская ведьмочка. И к жемчугу вернулась его сила.

Михаил Васильевич Ломоносов хорошо знал технологию поиска жемчуга. В докладной записке в Сенат он писал в 1745 году: "Ловят жемчужные раковины в глубоких местах с небольших плотов...Раковины, которые (из-за) светлости воды глубже сажени видеть можно, вынимают длинным шестом, на конце расщепленным, уязвляющим раковину острым краем". Ломоносов изобрел батоскоп, для измерения глубины и взятия проб грунта - прибор для высматривания жемчужниц.
Вот статья из газеты того времени. Жемчуг // Олонецкие губернские ведомости. 1890. № 45. "Жемчуг. В реках Остере, Кумсе, Немойне и Повенчанке, вливающих свои воды из пределов Повенецкаго уезда в бассейн озера Онего, и в реке Хутынге, Лодейнопольскаго уезда, составляющей приток р. Свири, есть род раковины, на которой находятся болезненные наросты, известные под названиемъ жемчуга. Наросты эти не велики и не столь ровны, гладки и круглы, как болезненные наросты цейлонских раковин, но все-таки жемчуг довольно ценен. Прежде бойко занимались добычею жемчуга в означенных уездах; промышленники даже удостоились счастия представить лучш.иiя зерна жемчуга в Бозе почившим Императрицам Екатерине II-й и Марии Александровне), но теперь промысел этот находится почти в застое.Между тем, судя по цене русскаго жемчуга, от 1 рубля до 20 рублей за штуку, добыча его могла бы иметь важное подспорье при сельско-хозяйственных занятияхъ крестьян. Это, очевидно, сказывается тем, что несколько летъ тому назад три крестьянина деревни Рахкович, Лодейнопольскаго уезда, добывали жемчуга в год на 200 рублей. Как на причину прекращения добычи жемчуга указывают на сплав лесов, которыми затираются в песок жемчужныя раковины, при чем дно реки засоряется корою, вследствие чего невозможно хорошо видеть их на дне. Только в реках Немины и Пяльме, Повенецкаго уезда, занимаются ловлею жемчужных раковин крестьянские мальчики; лучшимъ временем для таких занятий считается август месяц, когда бывает самый значительный спад воды. Никаких приспособлений для добычи не делают; раковины поднимают со дна руками. Жемчуг сбывается местным торговцам, которые вывозятъ его в Петербург, при поездках по своим торговым делам.Цену платят на месте самую ничтожную – по 1 рублю за штуку, так что весь заработок от этого промысла не превышаетъ 50 руб. в год. Нет сомнения, что торговцы, скупающие за безценок этотъ жемчуг, сами получают за него большия деньги. Среди зажиточных поселян нашей губернии до сих пор сохранился обычай украшат свои головные уборы жемчугом, увешиват себе шею жемчужными нитками и носить серьги из жемчуга; поэтому он всегда мог-бы иметь сбыт и на месте, но и это не помогло развитию промысла. Главную причину упадка промысла вероятнее всего следует отнести к невежеству крестьян, которые не понимают настоящей ценности жемчужных раковин и так как успех самой добычи часто зависит от счастливой случайности, то не хватает у них терпения на этом промысле и предпочитают заниматься другими, более верными и обезпечивающими существование, заработками"(сохранена орфография автора)
Майнов В. Н. в книге "Поездка в Обонежье и Корелу". Петербург, 1977 год. - пишет: цены на жемчуг в кедровый орех - до 3 рублей, это очень мало, не сгниют ли жемчужины без добычи в своих раковинах?
Просверливанием жемчужин и производством мелких кустарных украшений занимались мастера из местных крестьян; обработка жемчужин на месте стоила очень дешево. Во второй половине XIX в. ловцы сбывали необработанный жемчуг русским скупщикам, которые отвозили его на Шуньгскую ярмарку, либо скупщикам-коробейникам из Финляндии. В конце XIX в. хорошие жемчужины продавались на рынке от 6 до 15 руб. серебром за штуку, жемчужные серьги стоили от 30 до 100 руб. серебром. Но население, не зная этих цен, продавало жемчуг скупщикам по дешевке.

Этого не произошло. Жемчуг в Карелии был почти изведен.

Япония, Австралия и Китай создали еще 100 лет тому назад первые жемчужные фермы. 90% жемчуга, продаваемого сегодня - искусственный.
Возродится ли когда-нибудь, силами каких-нибудь фантазеров-энтузиастов, кто знает, жемчужный промысел в Карелии?..

Источники
Сайт Елены Кирсановой - http://elena-kircanov
Сайт Национального музея "Кижи"
Сайт "Вся Карелия" - http://kartravel.ru/praga.html
http://www.nat-geo.ru/article/162/gallery/86/901/
http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ss1/ss1-0781.htm
Олонецкие губернские ведомости




Читатели (196) Добавить отзыв
 

Литературоведение, литературная критика