ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Герои и время в повести А.С.Пушкина «Выстрел»

Автор:
«Выстрел»… Но ведь в повести Пушкина не один выстрел, а как минимум, три: 1) граф стреляет в Сильвио во время первой дуэли, 2) граф стреляет в Сильвио во время второй дуэли, и, наконец, 3) Сильвио стреляет в картину в кабинете графа при их последней встрече. А если вспомнить ещё и нереализованные выстрелы… Чего стоит только отказ Сильвио от возможности наказать за дерзость офицера, пустившего в него медный шандал! «Я б ни за что не простил его, - заявляет герой, - если б я мог наказать Р***, не подвергая вовсе моей жизни»1. Жизнь крайне необходима ему. Для того чтобы отомстить. Однако совсем скоро Сильвио буквально заставляет графа выстрелить в него. Но ведь могло случиться и так, что акт возмездия не осуществился бы уже никогда…
Нет, «не будет преувеличением, если мы скажем, что образ главного героя «Выстрела» Сильвио является загадкой».2 А значит, и повесть в целом. Каждое новое исследование приближает нас к решению этой загадки. Очень глубоко и психологически точно проанализированы причины поведения героев в работе О.Я. Поволоцкой ««Выстрел»: коллизия и смысл»3. Кажется, к сказанному в работе уже ничего нельзя добавить. И всё-таки остался один нюанс, на который исследователи, кажется, не обратили внимания.
Этот нюанс касается времени действия повести. Что нам известно об этом?
«Я перепил славного Бурцева, воспетого Денисом Давыдовым», - сообщает о себе Сильвио. Алексей Петрович Бурцов (Бурцев), как известно, - реальное лицо, ротмистр Белорусского гусарского полка, «русский Лассаль», которому Денис Давыдов в 1804 году посвятил три стихотворения: «Бурцову», «Призывание на пунш» и «Гусарский пир». Следовательно, роковая встреча Сильвио с князем Б. могла произойти никак не ранее этого года.
Нам также известно, что конфликт двух повес достиг своего апогея «на бале у польского помещика»4. И произошло это весной. «Весеннее солнце взошло, и жар уже наспевал», когда граф «стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни».5 Думается, для современников Пушкина этих сведений было достаточно, для того чтобы определить время и место описываемых событий. Дело в том, что в 1806 – 1807 годах Россия участвовала в русско-прусско-французской войне. «Кампания в Польше и Восточной Пруссии была начата Наполеоном с целью навязать русским решающее сражение, выиграть его и диктовать условия мира»6 . В январе 1807 года произошло генеральное сражение, которое не выявило явного победителя. «Обе стороны были обескровлены трёхмесячной безрезультатной борьбой и были рады наступлению распутицы, которая до мая положила конец боевым действиям»7. Таким образом, весна 1807 года – та точка отсчёта, с которой, вероятно, хронологически начинаются события повести.
Попытаемся проследить эту хронологию:
1) весна 1807 года – появление в *** гусарском полку, где служил Сильвио, молодого графа Б., конфликт между ними, дуэль №1;
2) 1813 год («Шесть лет назад я получил пощёчину», - сообщает Сильвио) - события в местечке ***, где служит И.Л.П. и совершенствует своё дьявольское искусство Сильвио. Дуэль №2. Скорее всего, весной или летом, поскольку, возвратившись с конной прогулки, граф увидел человека «ЗАПЫЛЁННОГО и обросшего бородой». К тому же царский Манифест об окончании Отечественной войны подписан в декабре 1812 года. Вероятно, после этого граф принимает решение об отставке.
3) Начало июня 1818 года. (Известно, что граф женился пять лет назад). Встреча подполковника И.Л.П. с графом и его женой.
4) 29 июня 1821 года – гибель Сильвио в сражении под Скулянами.
Итак, поскольку Сильвио, по словам подполковника И.Л.П., в 1813 году было около 35 лет, а графу, по замечанию того же очевидца, в 1818 году 32 года, то на момент их встречи Сильвио примерно 29, а графу только 21. При этом поведение последнего на дуэли – «это блестящая смертельная игра, демонстрация полной неуязвимости, …полное презрение ко всему, включая и собственную смерть».8 Стоит ли удивляться, если в глазах почти тридцатилетнего Сильвио молодой граф – «почти не человек, а юный бог – свободный и смеющийся, не знающий ни жалости, ни страха».9
Уязвлённое самолюбие побуждает Сильвио бросить всё, отказаться от карьеры и на шесть лет поселиться в «бедной мазанке» «бедного местечка». Сколько раз за эти шесть лет он мысленно убил своего врага?.. Ничего не изменил даже двенадцатый год… Не изменил для Сильвио, но не для графа. Судя по его рассказу о финале их поединка с Сильвио: «Я выстрелил и, слава Богу, дал промах»10, этот промах для графа – счастливая СЛУЧАЙНОСТЬ. Ему тоже довелось упражняться в меткости стрельбы, только не в своём дворе, а на поле брани. Сильвио знает об этом и, вероятно, это имеет в виду, когда сообщает повествователю: «Враг мой ещё жив»11.
Именно благодаря участию графа в войне с Наполеоном «между графом, с барской12 лёгкостью бьющим Сильвио по лицу, и графом, рассказывающим провинциальному соседу-помещику историю своего преступления, ПРОЛЕГЛА ЦЕЛАЯ ЖИЗЬ, нравственно переродившая спесивого аристократа в человека, способного уважать в каждом его человеческое достоинство»?13 А для Сильвио ко всем прежним достоинствам графа прибавился ещё и ореол победителя, защитившего свободу и честь своего Отечества. И хотя Сильвио заявляет растерянному графу: «Я видел твоё смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно»14, - точка в их заочном поединке ещё не поставлена. Чтобы уравнять позиции, Сильвио тоже должен стать на защиту не только своего личного достоинства. Свою ли родину он защищает в сражении под Скулянами? «Сильвио (ТАК НАЗОВУ ЕГО)»15, - замечает повествователь, так что настоящее имя героя, возможно, нам неизвестно. Да, наверное, это не так уж и важно. Очевидно одно: годы между двумя дуэлями и для него не прошли бесследно. «Предаю тебя твоей совести»16, - такое напутствие мог произнести только тот, кто сам близко знаком с этой бесцеремонной госпожой.
Каков же итог? Что, собственно, хотел нам сказать Александр Сергеевич? В работе Е.А. Ляшенко «Романтическая героиня в любовных коллизиях «Повестей Белкина» А.С.Пушкина» убедительно показано, что Пушкин «разрушает стереотипы представлений о формах любовного поведения»17, но разрушение коснулось не только любовных коллизий. Как известно, судьба – злодейка, а для героев «Метели» она - само милосердие. По мнению большинства, гробовых дел мастера – ко всему равнодушные, абсолютно бесчувственные люди, а вот Адриян Прохоров до смерти боится покойников и стыдится ПЕРЕД НИМИ за свои аферы с гробами.
«Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом»18, - рассказывает Сильвио. Дуэль стала для него, и для всех, привычкой, рутиной, как рюмка водки перед обедом. Любой пустяк – «Кузька, пистолет! Кузька и несёт ему заряженный пистолет. Он хлоп…»19 Но ведь человек – не муха! Между Сильвио, «первым буяном по армии», и Сильвио, ЧУВСТВУЮЩИМ: «пуля тяжела»20, тоже пролегла целая жизнь – длиною в ожидание отсроченного выстрела.

1 Пушкин А.С.Собрание сочинений в десяти томах. Т.V. М., Правда. 1981. С. 58.
2 Михайлова Н.И. Образ Сильвио в повести А.С.Пушкина «Выстрел»//Замысел, труд, воплощение. М., 1977 - http://lib.pushkinskijdom.ru/
3 О.Я. Поволоцкая. ««Выстрел»: коллизия и смысл» - http://feb-web.ru/
4 Пушкин А.С.Собрание сочинений в десяти томах. Т.V. М., Правда. 1981. С. 59.
5Там же
6 Академик. Кампания в Польше и Восточной Пруссии.- http://dic.academic.ru/
7 Там же.
8 О.Я. Поволоцкая. ««Выстрел»: коллизия и смысл» - http://feb-web.ru/
9 Там же
10 Пушкин А.С.Собрание сочинений в десяти томах. Т.V. М., Правда. 1981. С. 64.
11 Пушкин А.С.Собрание сочинений в десяти томах. Т.V. М., Правда. 1981. С. 58.
12 Эпитет принадлежит О.Я. Поволоцкой. Добовлен в цитату автором статьи.
13 О.Я. Поволоцкая. ««Выстрел»: коллизия и смысл» - http://feb-web.ru/
14 Пушкин А.С.Собрание сочинений в десяти томах. Т.V. М., Правда. 1981. С. 55.
15Там же. С. 64.
16 Пушкин А.С.Собрание сочинений в десяти томах. Т.V. М., Правда. 1981. С. 64.
17 Е.А. Ляшенко «Романтическая героиня в любовных коллизиях «Повестей Белкина» А.С.Пушкина» - https://docviewer.yandex.ru/
18 Пушкин А.С.Собрание сочинений в десяти томах. Т.V. М., Правда. 1981. С. 58.
19 Там же. С.62.
20 Там же. С.64.



Читатели (673) Добавить отзыв
 

Литературоведение, литературная критика