«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей"
(А. С. Пушкин, "Пророк")
Речь пойдёт о Гавриилиаде, многими ошибочно называемой Гаврилиадой.
«Гавриилиада» написана 22-летним Пушкиным в апреле 1821 года в Кишинёве. Стиль поэмы — типичный ранний пушкинский, и многие стихи «Гавриилиады» близки к другим его стихотворениям.
Как произведение совершенно непозволительное по цензурным условиям того времени, некоторое время оно было известно только в узком кругу друзей Пушкина, но уже начиная с лета 1822 года стало расходиться в списках. Вяземский, посылая 10 декабря 1822 года А. И. Тургеневу значительный отрывок из «Гавриилиады», написал: «Пушкин прислал мне одну свою прекрасную шалость».
В 1828 году по доносу дворовых отставного штабс-капитана Митькова, имевшего у себя список «Гавриилиады», митрополит Серафим (Глаголевский) довел до сведения правительства о существовании поэмы. После этого началось дело по распоряжению Николая I. По делу о «Гавриилиаде» Пушкина вызвали и допрашивали во Временной верховной комиссии, действовавшей как исполнительный орган на период отсутствия Николая, который был в это время на войне с Турцией. К возникшей угрозе Пушкин относился вполне серьёзно, судя по письмам и стихотворениям, ощущал перспективу ссылки или даже смертной казни: («Снова тучи надо мною собралися в тишине…» (Предчувствие)
«Вы ль вздохнёте обо мне, если буду я повешен?» (Ек. Н. Ушаковой)
Замысел "Гавриилиады" сводится к тому, что к зачатию Христа имели отношения дьявольские силы (Змей-искусситель), эгрегориально-церковные (Архангел Гавриил) и Бог.
«Усталая Мария Подумала: «Вот шалости какие! Один, два, три! — как это им не лень? Могу сказать, перенесла тревогу: Досталась я в один и тот же день Лукавому, архангелу и богу».
Тем самым А.С. Пушкин явно указывает на то, что Имя Христа задействовано одновременно в трёх сценариях. Во-первых он был Праведником, получившим откровения Свыше, во-вторых он используется на эгрегориальном уровне церковными иерархиями параsитирующими на пастве и, наконец, сатанинскими силами гуманоидов «общечеловеков», на протяжении многих веков насилующими человечество и проливающими реки крови с крестами на груди и Христовым именем на устах. В "Гавриилиаде" понимание этих процессов А.С. Пушкин демонстрирует открыто, словами, вложенными в уста Змия:
«С рассказом Моисея Не соглашу рассказа моего: Он вымыслом хотел пленить еврея, Он важно лгал, - и слушали его. Бог наградил в нём слог и ум покорный, Стал Моисей известный господин, Но я, поверь, - историк не придворный, Не нужен мне Пророка важный чин!»
Как это не странно будет Вам слышать, но Пушкинская Гавриилиада перекликается с Ветхим наветом, вот что повествует в беседе с Марией Змий:
«Попы вас обманули, И Еву я не погубил, а спас!» «Спас! от кого?» «От бога» «Враг опасный!» «Он был влюблён…» «Послушай, берегись!» «Он к ней пылал —» «Молчи!» «— любовью страстной, Она была в опасности ужасной». «Змия, ты лжёшь!» «Ей богу!» «Не божись». «Но выслушай…»
А вот мы с Вами и выслушаем, как об этом повествует Ветхий Навет: Читаем главу 4 книги бытия.
«1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. 2 И еще родила брата его, Авеля». Сама Ева сказала от кого она родила Авеля – от Господа. От того самого, кто: «Тиран несправедливый, Еврейский бог, угрюмый и ревнивый, Адамову подругу полюбя, Её хранил для самого себя…»
Да это тот самый бог, что:
«увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время»?
и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их». (Бытие, гл. 6: 5-7)
За что же уничтожил человеков этот «тиран несправедливый… угрюмый и ревнивый»? А вот за что:
« …сыны Божии (которые) увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал»? (Бытие, гл. 6:2)
На допросе Пушкин отрёкся от авторства (приписав его покойному к тому времени Д. П. Горчакову и сказав, что якобы был знаком с текстом ещё в Лицее, в 1817 году).
Впоследствии сюжет с писателем, отказывающимся от авторства «преступной поэмы», был использован Пушкиным в мистификации «Последний из свойственников Иоанны д’Арк», написанной в январе 1837 г. незадолго до дуэли с Дантесом (таким образом, она оказалась последним его произведением). В этом тексте Вольтер отрекается от авторства «Орлеанской девственницы», испугавшись дуэли с потомком брата Жанны д’Арк.
В настоящее время «Гавриилиада» хорошо известна читателям Пушкина, так как она входит во все полные собрания его сочинений, неоднократно перепечатывалась в сборниках разного характера и назначения, выпускалась отдельными изданиями.
|