Видимо, дебаты вокруг знака равенства между патриотизмом и национализмом не исчезнут никогда. И дело, тут, по-всему, не в недопонимании оппонентами определений этих двух терминов, а в удобстве оправданий своих лозунгов и поступков (порою довольно-таки радикальных). Но оставим различия «на потом». Давайте поговорим о схожести. Главным критерием существования патриотизма и национализма является, любовь. Однако, с этого места подробнее… Любовь патриота... В чём она выражается? Естественно, в любви к своей Родине. Такую любовь, на мой взгляд, следует трактовать как «безграничную», потому как искреннему патриоту для своей любви совершенно без надобности быть в курсе национальности соседа по лестничной клетке. Эта лестничная клетка (вместе с соседями), дом, улица, город, страна - и есть его Родина, или, другими словами, та данность, которую он принял умом и сердцем (или не принял), родившись на свет Божий. Именно такая любовь является движущей силой другого понятия - героизма. Причём, подобная эмоционально-психологическая цепочка справедлива в отношении любого народа. Не только русского. Задумывался ли, к примеру, врач Монбланов, о национальности спасённых им раненых офицеров? Кто забыл этот эпизод, напомню: «1941 год. В больнице лежали раненые офицеры. Врач объявил их заразными больными и искусственно поддерживал у этих «больных» температуру 40 градусов. Он снабдил их гражданским платьем и документами, ободряя сводками Информбюро. Монбланов, другие врачи, сестры — все они хорошо понимали, что их ждет, если немцы узнают о спасении офицеров». Или вот, например: «На хуторе Красный Боец в Ставропольском крае скрывался от немцев еврей Клубок шестидесяти девяти лет от роду. Его прятали, рискуя своей жизнью, колхозники Семинихин, Авраменко, Савченко, Максименко»… А вот теперь самое время спросить: кто они, эти монблановы и савченки? Патриоты или националисты? Думаю, ответ очевиден. Но вернёмся к нашей «любви». На повестке дня – любовь националиста. Национализм, по своей сути, подразумевает совсем иную любовь – любовь к своей нации. Что ж. Ничего не имею против. Но… В чём воплощается такая любовь и есть ли в ней предпоссылки для героизма? Видимо, есть. Хотя, можно ли их назвать адекватными – вопрос интересный. Вернёмся к примерам. Гитлер националист? Да. Степан Бандера националист? Тоже да. Для наглядности, взглянем на тезисы этих идеологов национализма: "Главной целью и главнейшим принципом всей украинской политики является и должно быть восстановление Украинского Самостоятельного Соборного Государства, путем ликвидации большевистской оккупации и расчленения российской империи на самостоятельные национальные государства». (Степан Бандера)
Гитлер - Раушнингу «После столетий хныканья о защите бедных и униженных наступило время, чтобы мы решили защитить сильных против низших. Это будет одна из главных задач немецкой государственной деятельности на все время — предупредить всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами дальнейшее увеличение славянской расы. Естественные инстинкты повелевают всем живым существам не только завоевывать своих врагов, но и уничтожать их. В прежние дни прерогативой победителя было уничтожать целые племена, целые народы» (Раушнинг «Голос разрушения», Нью-Йорк, 1940, стр. 138). Из приведённых примеров можно сделать вывод, что любовь националиста – это любовь к своему народу, трансформировавшаяся в извращённую манию собственного превосходства. Объективности ради замечу, что естественно, своя рубашка ближе к телу, чем, скажем, заокеанская. И это нормально. Однако, это совсем не значит, что «чужая рубашка» - обязательно стопроцентное фуфло. Просто, она чужая. Только и всего. Не нравится – не носи.
|