Я жил во сне. Богов творил я сам (1908). Иван Бунин.
Высокую планку задавали себе Нобелевские лауреаты.
Никого в подлунной нет, Только я да бог. Иван БУНИН
Гении всегда одиноки. Их любят и ненавидят, им завидуют. "...Нобелевская премия, присуждённая Бунину ... - акция, носившая, конечно, недвусмысленно тенденциозный, политический характер, - художественная ценность творений Бунина была там лишь поводом..." (А.Твардовский). Как поэт Бунин развивается медленно, период подражательства и ученичества затягивается чуть не до тридцати лет. Образы печали, ночи, тумана, одиночества слишком часто повторяются. Очень заметно влияние раннего Лермонтова в ст. "Ночь и день седая..." и других. Но продукты этого подражательства несоизмеримо слабее. Гений Лермонтова ("Выхожу один я на дорогу...") не даёт ему покоя: - "В полночь выхожу ОДИН из дома..." (1888). - "ОДИН встречаю я..." (1889). - "Что ОДИН я радуюсь и плачу..." (1893). - "Затаив дыханье, я стою ОДИН. (1896). - "И ОДИН я в поле, и отважно..." (1900). - "Иду ОДИН тропинкою лесною..." (1901). Но ему так и не удаётся достичь подобной основательной глубины. Для этого надо побывать на месте Лермонтова: на грани жизни и смерти, на поле побед, утрат и поражений. Мы знаем, что это удалось только Николаю Гумилёву. Бунин чувствовал слабость многих своих творений, подвергал их неоднократной поздней редакции, а некоторые завещал и вовсе не включать в издание избранных произведений. Но кто прислушался? Не исключаю, что Нобелевскую премию он получил не за поэзию, а за прозу (мне подсказали, что так оно и есть).
Как ни странно - практически отсутствует любовная лирика. И в 26 лет частые гости: смерть, траур, погост - "Могилы, ветряки, дороги и курганы..." (1894) - типичная строка. Первая попытка яркого самовыражения наступает только в 28 (!) лет. А в 30 - пришло прозрение и начало прорезаться! Появилось стихотворение "Затрепетали звёзды в небе..." А до этого наблюдались многочисленные повторы даже в пределах одного стихотворения таких слов как: красота, печаль, взор, я. В стихах не должно быть слова "красота". Мастерство поэта не в комбинаторике слов, а в том, чтобы подвести читателя к самостоятельному выводу: это красиво, хоть и навевает печаль. Буквальное использование таких терминов - хуже штампов, это обычно соотносят к малому словарному запасу писателя. Откуда всегда неутешительный вывод не в пользу последнего. Перечисляю недостатки не с целью умалить достоинства, а для обучения будущих гениев на чужих ошибках. Хоть и с большим опозданием, но поэтическая муза пришла к Ивану Бунину. Для доказательства приведу одно из его стихотворений, которое он не включил в собрание сочинений по неизвестной причине. Написано в 1907 году.
*** Жгли на кострах за пап и за чертей, Живьём бросали в олово и серу За ад и рай, безверие и веру, За исчисленье солнечных путей.
И что ж! Чертей не пламя утешает, Не то, что злей ехидны человек, А то, что гроб сожжённых в прошлый век, Он в нынешнем цветами украшает.
Закончу повествование о Бунине двумя его строками и своим стихотворением, ему адресованным.
"Будущим поэтам, для меня безвестным, Бог оставит тайну - память обо мне..."
В статье сделана попытка - чуть приоткрыть эту тайну.
Ивану БУНИНУ
Певец природы и печали и ночи тёмной фаворит, Россию так любил вначале, что после - ею не забыт.
За той тоской разноголосья наш слух и радость различит. Тобой воспетые колосья созрели так, что не горчит.
Живя в Берлине и Париже, всей своенравною душой ты был к России много ближе... И ей - достался гений твой.
2008
Иван Бунин - несомненно, относится к тем поэтам, которые составляют основное, общечеловеческое духовное наследие России. Народ помнит, принимает и ценит его творчество - за открытую душевность и близость к основам русской словесности. В своей очень краткой речи по случаю вручения Нобелевской премии - Бунин отметил, что главное для писателя СВОБОДА МЫСЛИ И СОВЕСТИ.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Собрание сочинений И.А.Бунин. Том 1, стихотворения 1888 - 1952. Москва, "Художественная литература" - 1967г. 2. Владимир Юденко. Развитие русского языка и культуры речи. "Проза.ру", 2009. http://www.stihi.ru/2009/10/24/110 3. Владимир Юденко. Современная русская поэзия. http://www.proza.ru/2010/10/23/1152 4. Владимир Юденко. Современная русская проза. http://www.proza.ru/2011/05/05/1219 5. Владимир Юденко. Современная поэзия в альманахе Стихи.ру http://www.proza.ru/2010/10/07/650 6. Владимир Юденко. Основные способы влияния на культуру речи. http://www.proza.ru/2010/03/06/113 7. Владимир Юденко. Марина Цветаева. Духовное наследие России. Эссе. http://www.proza.ru/2011/06/19/961
2010
|