ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Добавить сообщение

Арно Бабаджанян. Возвращение!

Автор:
Автор оригинала:
Попков Владимир



Рассказывает Генеральный продюсер Фестиваля, посвященного 85 - летию
композитора.

Поэт и журналист Владимир Попков, в прошлом - обозреватель «Московской правды», знаком читателям не только своими яркими публикациями в «Литературной газете» и других центральных изданиях. В прошлом - солист популярных ВИА и легендарного оркестра под управлением Народного артиста СССР Леонида Утесова, он известен и как автор множества песен, исполнявшихся нашими и зарубежными звездами, лауреат телефестивалей «Песня года», продюсер известных артистов и множества интересных проектов. В настоящее время Владимир Попков работает в должности Генерального продюсера Международного Фонда памяти Арно Бабаджаняна, только что провевшем юбилейный Фестиваль, посвященный 85-летию выдающегося композитора. На днях он побывал в нашей редакции и рассказал об этом большом проекте.

- В какой же момент Вы решились взяться за столь непростое дело?
- Я работал в Кремле когда узнал, что вечер, посвященный творчеству Арно Бабаджаняна, назначенный на 24 марта 2004 г. в Государственном Кремлев-ском Дворце, был отменен. По простой причине – те, кто били себя в грудь кулаком и называ лись друзьями и вечными поклонниками творчества ком-позитора, попросту «кинули» Фонд, не выделив обещанные средства, которые были необходимы для проведения концерта. Не хочу их пиарить ни в черную, ни в белую сторону, скажу лишь одно – это международная армянская национальная структура, бесконечно заявляющая во всеуслышание о своих многочисленных гуманитарных проектах. Поступить так по отношению к тому, по праву является гордостью всех армян мира, по меньшей мере - непорядочно. А в том, что Арно Бабаджанян – величайший композитор, я не сомневался с той минуты, когда сам, буквально, сошел с ума, услышав еще в детстве в своем родном Северодонецке «Лучший город земли» и «Королеву красоты». Помню зрительский прием, когда сам исполнял его замечательные песни. Убедился в этом еще раз, когда на прямом эфире радиостанции «Голос России» вместе с нашим легендарным редактором Дианой Берлин и моим другом – Араиком Бабаджаняном, сыном композитора и Президентом Фонда, мы слушали телефонные звонки со всего мира. Люди, буквально, плача, вспоминали песни Арно Арутюновича, связанные с лучшими моментами их жизни, благодарили нас за то, что мы взялись за этот проект и желали нам удачи от всего сердца.
- И как шла Ваша работа?
- Если скажу, что, как – по маслу и все само валилось к ногам, конечно же - совру…
Многое приходилось преодолевать и разгребать. В том числе и завалы времени. Чего греха таить – за те двадцать с лишним лет, что прошли без Арно Арутюновича, очень многое изменилось в нашем музыкальном мире. И, к сожалению, не в лучшую сторону. Ведь Арно Бабаджанян пришел в песню, Арно Бабаджанян 1982 г.
будучи выдающимся концертным пианистом, выпускником Московской консерватории, учеником великого К. Игумнова. Его ставили в один ряд со С. Рихтером и Э. Гилельсом В творческом активе Арно Арутюновича уже были известные классические сочинения - сонаты, блестящие фортепьянные концерты, удостоенные Государственной премии, музыка к фильмам, спектаклям. Он работал с такими поэтами, как Г. Регистан, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Дементьев, Н. Добронравов. Сейчас понятие «творчество» – повсеместно сменилось словом «формат», а музыку стали не сочинять, ее стали «забивать» в компьютер ну, прямо, как, извините - скот на мясокомбинате… Затянувшийся «сон разума» 90-х породил непролазные заросли фанерной попсы, искалечившей вкус целого поколения. Но, слава Богу, все потихоньку возвращается «на круги своя». Изголодавшийся при большевиках за железным занавесом народ, кажется, насытился, наконец-то и китайско-турецким «от кутюр», и проплаченным шоу-дельцами доморощенным «муси-пуси» на многочисленных FM-радиоканалах. Да и «поп-обойма», мусолящая в «ящике», все последние годы, наперегонки с пошлым петросяно-дубовицким ширпотребом, один и тот же трехнотный мотивчик под «130 ударов по темечку в минуту», тоже, кажется, наконец-то – достала! Ну, и количество, порожденных ею потребителей - отмороженных «гурвинеков» с наушниками в голове и «клинским» в руке, кажется, тоже пошло, наконец, на убыль. Пережив ельцинские дефолты и «загогулины», люди понемногу пришли в себя и им захотелось, наконец, чего-то более достойного, того, что, по крайней мере – ближе к разуму… Вот тут-то, как не раз уже бывало - пришло время призвать на помощь «старые песни о главном». А Народный артист и Лауреат Государственной премии СССР Арно Бабаджанян написал десятилетия назад ТАКИЕ песни, вровень с которыми мало, что можно поставить и по сей день.
«Его музыка,- писала «Литературная Газета»,- сегодня, как и при жизни композитора – востребована и актуальна. Его песни выручают и поддерживают, помогают объясниться в любви и напоминают каждому из нас о его причастности к великой стране и её истории. На эти песни всегда можно опереться, как на плечо близкого друга…».
В нашем большом и важном деле возрождения великого музыкального наследия Арно Бабаджаняна, мы опираемся на помощь близких друзей Арно Арутюновича, членов Попечительного совета Фонда, Народных артистов СССР Армена Джигарханяна, Иосифа Кобзона, Александры Пахмутовой, Владимира Шаинского, поэтов Андрея Дементьева и Николая Добронравова, Героя Советского Союза Артура Чилингарова.
- А в каком же звучании-исполнении оно вернулось к слушателям?
- Мы с Араиком Бабаджаняном определились так. Баритональную классику Арно Арутюновича – «Благодарю тебя», «Голубую тайгу», «Судьбу», «Пока я помню, я живу!», «Свадьбу», и другие, выражаясь нынешним языком, мега-хиты, в количестве 14 – ти для первого CD, ввиду ухода из исполнительской деятельности Муслима Магомаева, записал И. Кобзон. Во второй диск войдут песни А. Бабаджаняна, звучавшие раньше в исполнении Г. Отса, М. Магомаева, И. Кобзона, Л. Зыкиной, С. Ротару, А. Герман, Л. Ивановой, Э. Хиля, Н. Щукина, М. Кристалинской, Э. Горовца, Л. Мондрус, О. Воронец, Р. Мкрычан и других легенд советской сцены. Сейчас мы услышали их в исполнении отца и сына Прес-няковых с инструментальной и вокальной версией красивейшей песни «Позови меня». Н. Подольская очень проникновенно спела «Загадай желание» С. Скачков с легендарными «Землянами» записал в неожиданной блюзовой аранжировке «Не спеши», Витас – «Арию-вокализ», А. Серов спел «Воскресенье», Т. Гвердцители - «Верни мне музыку», Р. Ибрагимов «Судьбу», «Мой Ереван» - Араксия и «Cool&jazzi», Сона и Б. Моисеев - «Год любви», С. Пьеха - «Детства последний звонок», впервые исполненный его бабушкой – легендарной Э. Пьехой. Песни А. Бабаджаняна теперь в репертуаре и А. Глызина («Солнцем опьяненный»), С. Рахимова и А. Иошпе («Азг парапандз»), Жасмин и Андре («Кружит голову мимоза»), Лады Дэнс («Твои следы»), Зары и А. Чумакова («Королева красоты»), А. Панайотова («Будь со мной»), группы «Штар»( «Чертово колесо»), группы «Ассорти» («Лучший город земли»). Т. Дольниковой («Озарение»), Т. Симонян («Еревани сирун ахчик»), группы «Татев Анелик бэнд» («Мосты»), популярного актера театра и кино Е. Дятлова («Доброта»), других наших талантливых исполнителей. Главными критериями в подборе песен были – любовь к творчеству А. Бабаджаняна, понимание важности события и искренний творческий подход в работе над музыкальным материалом. Арно Арутюнович сумел сгенерировать и оставить нам настолько, неподвластные времени, гениальные мелодии, что к ним, я уверен - будут возвращаться все новые и новые поколения музыкантов. И даже те, кто придут после нас. Наша главная задача – пронести это драгоценное наследие сквозь временное пространство, сделать его доступными для будущих исполнителей и слушателей, найти новые способы воплощения с использованием новейших технических средств и возможностей. Вместе с тем, при всем удобстве и сравнительно дешевизне, принятой сейчас повсеместно, семпловой работы в студии, мы отдавали предпочтение все же - живым инструментам, колорит и естественное звучание которых - ничем не заменить. Думаю, Арно Арутюнович это бы одобрил. Его имя и сегодня – своеобразный «сердечный ключик», способный открыть не только любую дверь, но и отворить самое заскорузлое сердце чиновника. Хотя все чиновники, вне зависимости от ранга и категории – тоже люди и под песни Арно Арутюновича, так же как и все – влюблялись, растили своих наследников и радовались жизни.
Произведения А.Бабаджаняна – не только мелодичны и красивы, они на редкость интернациональны, и именно поэтому - вся его музыка – неотрывная часть жизни нескольких поколений всего нашего народа. Без музыки Арно Арутюновича уже невозможно представить историю огромной страны. Песни Бабаджаняна пели во всех 15 республиках СССР, поют их и сегодня не только на всем постсоветском пространстве, они известны и любимы во всем мире. Потому, что Арно Арутюнович умел в своих произведениях филигранно сочетать, наряду с родным армянским мелосом, лучшие русские и европейские интонации, неповторимые гармонические сочетания в его произведениях не перестают и сегодня удивлять музыкантов.
Интересен такой эпизод. Всемирно известный гитарист и композитор Карлос Сантана в середине 60-х выпустил знаменитую композицию «Европа», навсегда ставшую его своеобразной «визитной карточкой». Но всем известное её начало – знаменитую первую «разгонную» фразу он «позаимствовал» из песни Арно Арутюновича «Мосты», написанной и зарегистрированной в тогдашнем Всесоюзном Агентстве Авторских Прав, еще в 1959 году. И самому Арно Арутюновичу, и Араику Бабаджаняну, как правонаследнику, много раз предлагали «учинить иск» великому мексиканцу. Но за давностью лет и пиетета, испытываемого по отношению к гуру гитарной музыки, делать этого не стали А вот прощать теперешних шустрых коммерсантов-«заимствователей» - не стоит. Время от времени приходится обращаться в РАО по поводу несанкционированного использования известных мелодий А. Бабаджаняна в нынешней телепродукции и объяснять любителям воровать интеллектуальную собственность (если называть вещи своими именами), что это нехорошо, да и экономически - не выгодно. Вместе с тем, сидя на концерте лучшего кинокомпозитора всех времен и народов - великого Э. Мариконе в Кремле, я бесконечно возвращался к мысли о том - насколько мелодизм маэстро в его знаменитых саундтреках к фильмам и мелодизм А. Бабаджаняна близки в своей основе. Истинные гении, вне зависимости от времени и места их жительства, величина – непреходящая и поэтому – все, созданное ими не знает ни временных, ни географических границ.
- Какова все же была программа фестиваля? –
Уже в середине апреля прошлого года – прошла презентация нашего первого диска с Иосифом Кобзоном «Не замести снегам память…» в посольстве Республики Армения, После чего мы с головой окунулись в работу над юбилейным «двухтомником». 28 инструментальных версий лучших песен Арно Арутюновича на сопрано, тенор и альт-саксофонах мастерски записал В. Пресняков (ст.). Готов к выходу юбилейный иллюстрированный альбом «Наш Арно», собираемся переиздать и монографию
«Арно Бабаджанян» М. Терогоняна. Хочу сказать, что после этого – останавливаться не собираемся. Сейчас у меня в аудиоархиве – более 90 треков песен Арно Арутюновича в исполнении легендарных певцов, о которых я говорил выше. А по подсчетам того же М. Терогоняна, всего перу Арно Бабаджаняна принадлежит более 180 песен. Надо их возвращать из небытия, поднимать архивы,клавиры, делать новые аранжировки и записывать с молодыми. Вот так, шаг за шагом, мы будем давать новую жизнь этим замечательным песням, наполняя их энергетикой «молодой крови» новых талантливых исполнителей. Только так их можно переадресовать новым поколениям, помочь занять должное место в нашей жизни. Поближе узнать творчество А. Бабаджаняна и его жизнь поможет документальный фильм «Чертово колесо» Арно Бабаджаняна», который по заказу телеканала РТР в сняли в Санкт-Петербурге и уже трижды показали в эфире. Концерты Фестиваля проходили в Армении с участием национальных художественных коллективов, потом – и в Москве. В 2007 г. мы так же проведем фестиваль музыки А. Бабаджаняна, в наших ближайших планах -Международный конкурс на лучшее исполнение его песен. В заключение года состоится гала-концерт с участием лауреатов конкурса, армянских и российских звезд эстрады. Собираемся организовать семинарские занятия по творчеству А. Бабаджаняна и учредить именные стипендии его имени в музыкальных ВУЗах, которых учился Мастер - Московской консерватории и Училище им. Гнесиных. В Ереване, где работает филиал Фонда, решается вопрос с землеотводом и закладкой музея А. Бабаджаняна Есть планы проведения концертов Фестиваля и в регионах РФ. С учетом международного статуса мероприятия, предусматривается участие в нем зарубежных артистов. В наших планах - приглашение таких знаменитых исполнителей, как Мирей Матье, певшую ранее песню «Не спеши» и первого исполнителя многих хитов А. Бабаджаняна – легендарного Жана Татляна, уже выступившего с огромным успехом в нашем заключительном концерте Фестиваля в Кремле, будем приглашать и других звезд.
Откуда название Фестиваля - «Не замести снегам память»?
- Это название песни, озаглавившей первый диск. Музыку написал на мои стихи Араик Бабаджанян и посвящена она, конечно же, отцу. Ну, и весь проект, направленный на увековечение памяти Арно Бабаджаняна, мы назвали так же. В записи этой песни принял участие замечательный детский московский коллектив – музыкальная студия «Родники» из Тушина. Ее руководители, молодые
музыканты Е. Бондаренко и Е. Лучников сделали очень бережную аранжировку, а участники студии детскими пронизывающими голосами записали хоровую партию. Получилась песня, как говорят музыканты – «под кожу»! Думаю, она никого не оставит равнодушным. Говорю так, потому что, буквально, первые прослушивания тронули даже профессионалов. Мы сделали и совсем неожиданный ход– записали хит Арно Арутюновича «Улыбнись!» с солистами студии «Родники», в том числе, 9-летней Кристиной Закарян - феноменально одаренной девочкой, с уникально чистой интонацией и потрясающим тембром голоса. Памяти Мастера посвящена композиция «Арно». Я отослал свои стихи для песни по Интернету старому другу и соавтору - композитору Аркадию Хаславскому, в прошлом – руководителю легендарного ВИА «Здравствуй, песня!», ныне живущему в Израиле. Я был там у него в Ашкелоне в 2000 году. У него прекрасная студия, на сегодняш ний день он – один из самых популярных композиторов в стране. Не забыли Хаславского и у нас, в чем я убедился на прямом эфире радиостанции «Голос России». Аркадий, будучи, как и я, давним верным и поклонником творчества Арно Бабаджаняна, написал музыку, стилистически близкую к его песням и даже применил в конце цитату из великого «Ноктюрна». Во время гастролей в Израиле, Иосиф Кобзон на студии А. Хаславского наложил голос, и привез миди-файлы в Москву. Здесь на студии «МAGIK MASTERING STUDIO», на которой мы сделали большую часть работы, свели песню. Во время ее исполнения Ереване и Москве, люди не могли сдержать слезы. Аркадий Хаславский специально прилетел на Кремлевский концерт из Израиля и исполнил песню-посвящение, сидя за роялем вместе с оркестром им. Ю. Силантьева п/у М. Кажлаева и Иосифом Кобзоном. Вот такие географические масштабы создания песни-реквиема «Арно». В ней есть слова, которые, я очень надеюсь, достучались до сердец слушателей:


Как же все это было недавно-давно,
Где ты друг мой давнишний и верный, Арно?
Дом твой теплый, Тереза, Араик
И песен твоих - журавлиная стая,
И песен твоих - журавлиная стая
И песен твоих, улетевших с тобой

Твой родной Ереван и Москва с площадями
Чьим ладоням тебя – никогда не забыть!
Годы мчатся, но тянет и тянет
Дверь в твой дом опустевший открыть…

И рояль твой умолкнувший тронуть рукой,
Чтобы он встрепенулся и вместе с тобой
Вновь взорвался созвездием клавиш,
Когда ты - «Ноктюрн» свой бессмертный играешь,
Ты снова - «Ноктюрн» свой бессмертный играешь,
Что светит сквозь вечность - твоею звездой!










Скачать в mp3

Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Литературоведение, литературная критика