Не люблю, когда теряю над чем-то власть.
Случилось так, что в мае потерял контроль над Гоголем.
Весь прошлогодний отпуск извел на него - на Диканьку, старосветских помещиков, петербургские повести, коляски и Рим.
Рим - это песня! Это яркость джунглей и святость лика.
Но контроль-то я потерял как раз над петербургскими повестями - почти напрочь забыл их сумбурный, но более-менее ясный смысл.
Со злости стал перечитывать.
И открылись глубины.
Подробности.
Каждая повесть - поэма.
Каждая повесть - максима.
Вчера, за один день - специально выжидал, чтобы не дробить впечатление, - перечел "Портрет".
Белинский очень ругал вторую ("святую") часть, и хвалил первую ("черную").
Да, сейчас, в отличие от первого раза я чувствую, что вторая - гораздо слабее.
Но - лишь потому, что Гоголь, не будучи святым, взялся описать святость.
Он мог ее опошлить до своего уровня - и загубил бы повесть на корню, убил весь полет.
Он мог сделать ее трафаретной, высокопарной, но сохранить ее планку, как высшую грешного человека.
Он так и сделал.
Пострадала акустика, сила.
Выиграли молодые писатели.
Черная часть только запугивает.
Святая - дает программу и силы.
Именно она ценна для подрастающих творцов.
И ради этого божества, грациозно летящего впереди тебя гения, - стоило Гоголю задать себе эту неподъемную задачу, одержать сокрушительное фиаско, потерпеть решительную победу!
Победу мысли над ограниченностью средств, окрыляющую читателя и извиняемую им.
И читать "Портрет" - мою любимейшую вещь Гоголя - стоило и стоит именно после "Алхимии слова" Парандовского.
Чтобы в чистом информационном поле, в широкой степи где все стороны на удивление похожи, расставить акценты, маяки.
Превратить ее из бесконечного пляжа - в море, где возможна осознанная навигация.
Навигация на свет Гоголя.
2007
|