Мало кто не помнит наизусть (хотя бы частично) строки из баллады М.Ю.Лермонтова «Бородино». Вместе с Лермонтовым мы восхищаемся мужеством русских солдат, их любовью к родине, готовностью к самопожертвованию. Хорошо известно также, что Лермонтов был участником Кавказской войны (1817-1864), участвовал в знаменитом сражении при реке Валерик 11 июля 1840 года, проявил незаурядное мужество. Начальство представило Лермонтова к награждению золотой саблей с надписью "За храбрость». Государь-император, правда, "не изволил изъявить монаршего соизволения на испрашиваемую ему награду". И всё-таки мог бы Михаил Юрьевич оставить хоть несколько поэтических строк о мужестве русских воинов в этой кровопролитной кампании. Вместо этого поэт пишет поэму «Беглец», главный персонаж которой - представитель враждебной стороны. Гарун заслуживает всеобщего осуждения. Насмешка и презрение отчётливо слышны уже в первой строфе поэмы:
Гарун бежал быстрее лани, Быстрей, чем заяц от орла; Бежал он в страхе с поля брани, Где кровь черкесская текла...
Юноша не просто, поддавшись страху, покинул поле битвы, он не отомстил врагу, исповедующему иную веру, за смерть своих родных:
Отец и два родные брата За честь и вольность там легли, И под пятой у супостата Лежат их головы в пыли.
С трудом добравшись до родного селения, беглец не смог найти приюта ни у Селима, прежнего друга, ни в сакле возлюбленной, ни даже в родном доме. Мать не рада возвращению своего младшего сына, приговор её суров:
Молчи, молчи! гяур лукавый, Ты умереть не мог со славой. Так удались, живи один. Твоим стыдом, беглец свободы, Не омрачу я стары годы, Ты раб и трус - и мне не сын!..
Увидев наутро труп убившего себя сына, мать «хладно отвернула взор». И только. Честь, свобода и вера выше родственных чувств! Боле того,
И труп, от праведных изгнанный, Никто к кладбищу не отнёс, И кровь с его глубокой раны Лизал, рыча, домашний пёс; Ребята малые ругались Над хладным телом мертвеца.
И всё-таки в поэме звучат нотки сочувствия беглецу. После двухдневной битвы Гяур возвращается в селение
Усталый, жаждою томимый, С лица стирая кровь и пот...
Этот сочувствующий голос принадлежит автору поэмы. Сообщая о гибели Гяура, он высказывается ещё более откровенно:
И наконец удар кинжала Пресёк нечастного позор...
Разве может вызывать сочувствие человек, забывший «свой долг и стыд»? Но ведь Гарун не забыл! Выслушав отповедь Селима,
Стыда и тайной муки полный, Без гнева вытерпев упрёк, Ступил опять Гарун безмолвный За неприветливый порог.
Понимая, что не имеет права ступить в саклю возлюбленной,
Главой поникнув, с быстротою Гарун свой продолжает путь, И крупная слеза порою С ресницы падает на грудь...
И, наконец, не кого иного, как себя проклинает Гарун, выслушав приговор матери («Проклятья, стоны и моленья// Звучали долго под окном»).
Процитированные строки свидетельствуют также о том, что Гарун очень молод. Его поведение - это скорее поведение подростка. Подтверждается данное предположение и следующим фрагментом:
И, саклю новую минуя, На миг остановился он, И прежних дней летучий сон Вдруг обдал жаром поцелуя Его холодное чело; И стало сладко и светло Его душе; во мрак ночи, Казалось, пламенные очи Блеснули ласково пред ним...
Не потому ли и проявил малодушие юноша, что он очень молод и неопытен? Возраст, конечно, не оправдывает его ошибки, но объясняет, почему автор относится к нему с сочувствием. Почему же беглец не находит сочувствия у своих близких, у своего народа? Ведь не только современники, но и потомки не простили беглецу его ошибки (да ещё и имя сохранили в веках как назидание!):
В преданьях вольности остались Позор и гибель беглеца.
Последние строки поэмы напоминают о том, что перед нами - легенда. А точнее - горская легенда, из чего следует, что Лермонтов говорит об обычаях не только черкесского народа. Легенда содержит в себе ещё одно фольклорное произведение - это «песня старины». которую слышит Гарун, оказавшись у дома возлюбленной. О чём эта песня? Дева, провожая юношу на битву, напоминает ему:
Своим изменивший Изменой кровавой, Врага не сразивши, Погибнет без славы, Дожди его ран не обмоют, И звери костей не зароют.
Таким образом, в поэме обнаруживаются три пласта времени. Во-первых, время создания произведения. В этом времени «живёт» легенда, осуждающая труса, предавшего веру, родину и своих близких. Во-вторых, время возникновения легенды, т. е. та глубь веков, когда произошли описываемые события. И, наконец, те древнейшие времена, в которые уводит нас «песня старины». Но о каком бы времени ни шла речь, остаётся абсолютно непримиримым отношение к воину, предавшему веру и честь своего народа. Свобода - высшая ценность. Перед ней ничто даже родственные чувства! И так было всегда!
|