ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Добавить сообщение

Неромантическое двоемирие в балладе М.Ю.Лермонтова «Свидание»

Автор:
В балладе М.Ю.Лермонтова «Свидание» в полной мере присутствуют все приметы романтического произведения: и экзотический колорит, и нешуточные страсти, и нежелание героя стихотворения принять мир таким, какой он есть. А следовательно, неизбежно и романтическое двоемирие – «ощущение глубокого разрыва между идеалом и действительностью»1
Какова же действительность? Каков мир, созданный Лермонтовым в балладе? С первых же строк произведения автор даёт нам понять, что этот мир прекрасен. Мы видим, как «за горой дремучею / Погас вечерний луч», как «краснеют за туманами/ Седых вершин зубцы». Слышим журчание жаркого, сверкающего ключа и весёлый, звонкий цокот копыт по мостовой. Чувствуем «живое благоухание» цветущих садов. Удивительно гармоничный мир.
И это очень древний мир. Что подчёркнуто автором с помощью эпитетов: гора «дремучая», твердыня «старая», колокольни «чёрные», вершины гор «седые». Герой стихотворения находится под чинарою, которая, возможно, была свидетельницей событий тысячелетней давности.
Этот древний мир живёт по своим, сложившимся веками законам. Вот с первыми лучами солнца
Выходят с караванами
Из города купцы.
А вот
…поступью несмелою
Из бань со всех сторон
Выходят цепью белою
Четы грузинских жён.
С купцами понятно: на «пыльной дороге» за каждым поворотом их может подстерегать опасность. Но почему бы грузинкам не сходить в баню поодиночке? Улицы «пустынны». Какая опасность может угрожать в черте города? Ответ один: подобно тому как
Колокольни чёрные
Как сторожи стоят,
так и древний обычай стоит на страже нравственной чистоты грузинских красавиц.
Одна из них - возлюбленная лирического героя. Её мир – органичная часть общего древнего мира. Лермонтов словно создаёт на наших глазах живописное полотно: синяя Кура, опутанный зеленеющей сетью плюща тихий домик с «высокою тополью» за окном и шаткими ступенями скромного крылечка»…
А вот и соперник лирического героя – «татарин молодой», человек, видимо, не бедный, если учесть, что любимым конём Петра I был как раз жеребец персидской породы. Удальцу, похоже, пришлось порядком раскошелиться, чтобы завоевать доверие отца нашей красавицы. Что ж, таков древний обычай.
Но у лирического героя свой взгдяд на всё. И свой мир, почти не пересекающийся с общим древним миром. Армейский офицер, конечно, перенял некоторые привычки у местных жителей:
Под свежею чинарою
Лежу я на ковре.
Но он ничего не понял из тех внутренних, неписаных законов, по которым живёт кавказский мир! Он искренне думает, что грузинка явится ночью к нему на свидание… И повторяет, словно заклинание:
Я жду. В недоумении
Напрасно бродит взор…
………………………….
Я жду с тоской бесплодною…
Но того, что ждёт лирический герой, быть не может, поскольку этого не существует в природе. Ему, как и всякому, явившемуся на свидание с этим миром, следовало бы повнимательнее посмотреть вокруг и осознать, чего стоит и чего не стоит ждать от него. Увы! В душе неудавшегося любовника – только бессильная злоба:
Кинжалом в нетерпении
Изрезал я ковёр.
Любовные чувства вытеснила ненависть:
Прочь, прочь, слеза позорная,
Кипи, душа моя!
Твоя измена чёрная
Понятна мне, змея!
«Мелодраматические цитаты»2, характеризующие строй чувств героя, лишены благородства.


Зависть и уязвлённое самолюбие толкают на преступление:
Возьму винтовку длинную
Пойду я из ворот:
Там за скалой пустынною
Есть узкий поворот.
До полдня за могильною
Часовней подожду
И на дорогу пыльную
Винтовку наведу.
Та точка, в которой пересекутся два мира (реальный и тот, что существует только в воображении лирического героя), осталась за рамками повествования. Однако нельзя исключать, что виртуальная драма привела к вполне реальным трагическим последствиям…

1ХлыстоваАВ. ХIХ век в западноевропейской литературе.
http://web-local.rudn.ru/web-local/disc/?id=3902&rasd_id=58165&v=750
2 Вацуро Вадим. О Лермонтове: работы разных лет.
http://detectivebooks.ru/book/29841145/?page=68


Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Литературоведение, литературная критика