ОБЩЕЛИТ.NET - КРИТИКА
Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, литературная критика, литературоведение.
Поиск по сайту  критики:
Авторы Произведения Отзывы ЛитФорум Конкурсы Моя страница Книжная лавка Помощь О сайте
Для зарегистрированных пользователей
логин:
пароль:
тип:
регистрация забыли пароль
 
Анонсы

StihoPhone.ru

Добавить сообщение

Чёрное и белое в балладе М.Ю.Лермонтова «Тамара»

Автор:
Баллада «Тамара» - одно из последних произведений М.Ю.Лермонтова. И это одно из наиболее странных его произведений. «Ещё в дореволюционном лермонтоведении была отмечена связь баллады с «Египетскими ночами» А.С.Пушкина» [4]. И было бы очень странно, если бы не была отмечена: «подобно Клеопатре, Тамара – жрица любви. Любовь эта принимает вид чувственной страсти, безразличной к своему объекту (ни Тамара, ни Клеопатра не знают своих будущих возлюбленных)» [4], и т. д. и т. п. Одним словом, сходство этих произведений столь велико, что не может не вызывать удивления.
Но не меньшее удивление вызывает тот факт, что стихотворение «стало своеобразным «перевёртышем» сюжета поэмы «Демон»» [5, с.555]. «Если в поэме обольститель Демон убивает поцелуем невинную Тамару, то в балладе царица Тамара берёт за свои поцелуи жизнь возлюбленного на ночь» [5, с.554]. По мнению В.Михайлова, «Тамара, по сути, Демон в женском обличье» [там же].
Но если Тамара – это Демон в юбке, то Демон в таком случае должен быть почти ангелом. Однако в балладе, кажется, вообще нет такого персонажа.
А кто есть? Кто обитает в таинственной башне? Во-первых, понятно, Тамара. Во-вторых, «мрачный евнух». Вот, собственно, и всё. И это ещё одна странность. Где придворные? Где многочисленная прислуга? Вы скажете: об этом просто не сообщается? Читаем 8-ю строфу:
Как будто в ту башню ПУСТУЮ
Сто юношей пылких и жён
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.
[3, с.218]
Так что Тамара в своей башне, «ВЫСОКОЙ и ТЕСНОЙ», действительно одна-одинёшенька, если не считать «мрачного евнуха», конечно. Кстати, о евнухе. Какова его роль? Должностные обязанности, так сказать? Убрать Тамару в «парчу и жемчуг» к нужному моменту? Наверное, это лучше сделала бы женщина. А вот если допустить, что Тамара не по своей воле находится в этой башне, столь чёрной, что «чернеет на чёрной скале», и в этой теснине, «где роется Терек во МГЛЕ», то назначение евнуха становится совершенно очевидным. Он здесь затем, чтобы не позволить Тамаре вырваться из своего заточения. Окажись на его месте обычный мужчина – рано или поздно поддался бы «всесильным чарам», а на утро – «безгласное тело» и волны Терека... Отворяй двери – и на свободу! Однако в произведении есть персонаж, для которого существование Тамары в башне - это условие существования его самого.
Дело в том, что героиня баллады – это всё та же Тамара из восточной повести, только не избавившаяся от Демона ценой смерти, а продолжающая земное существование. Не может быть случайностью то, например, обстоятельство, что место пребывания этих обеих Тамар – Кавказ, высокая башня, расположенная в ущелье, на дне которого протекает горная река.
В «Демоне» это монастырь, куда родственники отдали Тамару, ставшую «жертвой злой отравы»:
Чинар и тополей рядами
Он окружён был – и порой,
Когда ложилась ночь в УЩЕЛЬЕ…
………………………………….
По камням прыгали, шумели
КЛЮЧИ студёною ВОЛНОЙ,
И под нависшею СКАЛОЙ,
Сливаясь дружески в ущелье,
Катились дальше…
[3, с.566-567]
Задумчив у СТЕНЫ ВЫСОКОЙ
Он бродит…
[3, с.569]
В то время сторож полуночный,
Один вокруг СТЕНЫ КРУТОЙ
Свершая тихо путь урочный,
Бродил с чугунною доской…
[3, с.578]
А вот как описывается место действия в балладе:
В глубокой ТЕСНИНЕ Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная БАШНЯ стояла,
Чернея на чёрной СКАЛЕ.

В той БАШНЕ ВЫСОКОЙ и ТЕСНОЙ
Царица Тамара жила…
…………………………………….
Лишь Терек в ТЕСНИНЕ Дарьяла,
Гремя, нарушал тишину;
ВОЛНА на ВОЛНУ набегала,
ВОЛНА погоняла ВОЛНУ …
[3, с.218]
Огонёк лампады, зажжённый Тамарой, притягивает взор в одном случае – одинокого путника:
И там сквозь туман полуночи
Блистал ОГОНЁК ЗОЛОТОЙ,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.
[Там же]
в другом – вечного скитальца Демона:
… порой,
Когда ложилась ночь в ущелье,
Сквозь них мелькала, в окнах кельи,
ЛАМПАДА грешницы младой.
[3, с.566]
Он поднял взор: её окно
Озарено ЛАМПАДОЙ, блещет…
[1, с.569]
Общеизвестно, что в православии «белый цвет символизирует невинность, чистоту, святость, сияние Божественной славы» [7] . И вполне объяснимо, что при создании портрета героини в «Демоне» используется белый цвет:
…Покрыта БЕЛОЮ чадрой,
Княжна Тамара молодая
К Арагве ходит за водой.
[3, с.557]
Как пери спящая мила,
Она в гробу своём лежала,
БЕЛЕЙ и чище покрывала
Был томный цвет её чела.
[3, с.579]
Но и в балладе при описании внешности Тамары используется БЕЛЫЙ цвет:
В окне тогда что-то БЕЛЕЛО…
[3, с.218]
Более того, цвет – едва ли не единственное средство создания образа героини в поэме, да ещё голос, который своей нежностью способен растрогать, кажется, и каменное сердце:
И было так НЕЖНО прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал.
[3, с.218]
Сравните с «Демоном»:
И звуки те лились, лились,
Как слёзы, мерно друг за другом:
И эта песнь была НЕЖНА.
[3, с.569]
Вы скажете: а как же парча и жемчуг, два кубка вина и прочее? Но кто ж это может подтвердить? Где ЖИВЫЕ свидетели?
Как же эта Тамара, душа которой соткана Творцом «из лучшего эфира», могла совершать такие злодеяния, заманивая в свою башню буквально всякого встречного-поперечного (поразительная неразборчивость для царицы-то!):
На голос невидимой пери
Шёл воин, купец и пастух…
[3, с.218]
А может быть, кроме мрачного евнуха и несчастной пленницы в башне есть ещё кто-нибудь? Тот, кто «всю ночь» издаёт «странные, дикие», явно нечеловеческие звуки. Эмоционально эти звуки никак не окрашены - невозможно определить, радость или скорбь они выражают. Странная НОЧНАЯ свадьба (или НОЧНЫЕ похороны?)! Точь-в-точь как в пушкинских «Бесах»:
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
[6, с.299]
Между прочим, ЧЁРНАЯ башня, в которой заточена Тамара, находится не где-нибудь, а в том самом месте, о котором в поэме «Демон» сообщается буквально следующее:
…глубоко внизу ЧЕРНЕЯ,
Как трещина, ЖИЛИЩЕ ЗМЕЯ,
Вился излучистый ДАРЬЯЛ.
[3, с.556]
В христианстве «змей — это Сатана, искуситель, враг Бога и участник грехопадения. Он олицетворяет силы зла, разрушение, могилу, коварство и лукавство, зло, которое человек должен преодолеть в себе» [1] .
Беда в том, что, не устояв против чар Демона и став «ЖЕРТВОЙ злой отравы», Тамара ею и остаётся, но при этом ей приходится быть невольной участницей его преступлений, орудием в руках сил зла. «Её запоздалое и лишённое смысла раскаяние было вполне искренним и чистосердечным» [2, с.47] , но из страшной башни героине уже вырваться.
Башня эта чернее (=старее) чёрной скалы, она стара, как мир. И будет стоять до тех пор, пока будут находиться узники для неё.
А баллада М.Ю.Лермонтова «Тамара» - это не полемика с «Египетскими ночами» А.С.Пушкина. Это объяснение Клеопатры. И не только Клеопатры.


Список литературы
1. Википедия. Змей (мифология) . http://ru.wikipedia.org/wiki/змий
2. Игумен Нестор (Кумыш). Тайна Лермонтова. – Санкт-Петербург: Библиополис, 2012.
3. Лермонтов М.Ю. Сочинения: в двух томах. Т.1 / М.Ю.Лермонтов. - М.: Правда, 1988
4. Лермонтовская энциклопедия.http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/lre/lre-5593.htm
5. Михайлов В.Ф. Лермонтов: один меж небом и землёй. – М.: Молодая гвардия, 2012.
6. Пушкин А.С. Стихотворения.- Пермь: Пермское книжное издательство, 1987. с 299
7. Платонова Ольга. Символика цвета в Православии. http://kgainericaso.3dn.ru/news/simvolika_cveta_v_pravoslavii/2012-10-25-35


Отзыв:

 B  I  U  ><  ->  ol  ul  li  url  img 
инструкция по пользованию тегами
Вы не зашли в систему или время Вашей авторизации истекло.
Необходимо ввести ваши логин и пароль.
Пользователь: Пароль:
 

Литературоведение, литературная критика